Текст и коллаж: ГодЛитературы.РФ
Российская государственная библиотека принимает участие во всероссийской культурно-просветительской акции «Библионочь» в седьмой раз. В этом году тема акции - «Весь мир - театр». В программе вечера в Ленинке — 8 театральных постановок и перформансов, 4 из которых созданы творческими коллективами специально для «Библионочи» в РГБ и показываются впервые.
Как могут взаимодействовать театр и библиотека? Как ее фонды и залы могут стать источником вдохновения для создания новых театральных форм? Как о жизни и работе библиотеки может рассказать театр? На эти вопросы постарались ответить сценаристы, художники, режиссеры и актеры. Кроме театральных постановок, в программе «Библионочи» в РГБ — встречи с писателями и деятелями театра, музыка, выставки, модное дефиле и экскурсии в основное книгохранилище библиотеки.
Программа
18:00—22:00 - экскурсии в основное книгохранилище РГБ
Гости «Библионочи» в РГБ имеют возможность посетить в формате экскурсий закрытое для обычных читателей книгохранилище библиотеки. Экскурсанты пройдут по ярусам хранилища, увидят редкие издания и альбомы из личных коллекций известных собирателей книг, познакомятся с механизмом поиска и передачи книг в читальные залы и особенностями внутреннего устройства библиотеки. Специально к теме «Библионочи-2019» хранители РГБ подготовят тематические подборки уникальных изданий и изобразительного материала, связанного с театром.
На экскурсии можно попасть в порядке живой очереди из подъезда № 2.
18:30—20:15 - Сергей Николаевич и Азарий Плисецкий. Public talk «Театральные люди». Автограф-сессия. Конференц-зал РГБ, подъезд № 3, этаж 3
Встреча приурочена к выходу книг Сергея Николаевича и Азария Плисецкого в "Редакции Елены Шубиной".
"Театральные люди" Сергея Николаевича — это актерские портреты, яркие статьи о режиссерах, художниках и спектаклях, написанные в разные годы. Впервые собранные вместе под одной обложкой, эти тексты читаются как театральный роман, где один сюжет приводит к другому, а все вместе они создают картину времени.
«Жизнь в балете» Азария Плисецкого — мемуары, похожие на библейскую сагу о легендарной династии Плисецких-Мессерер; история артистического клана на фоне революций, войн, арестов и театральных премьер, написанная младшим из рода, Азарием Михайловичем Плисецким.
20:30—22:00 - Олег Демидов "Литературное хулиганство в Серебряном веке". Лекция к выходу книги "Анатолий Мариенгоф: первый денди Страны Советов". Автограф-сессия. Конференц-зал РГБ, подъезд № 3, этаж 3
Что можно вспомнить о литературе "Серебряного века"? «Кафейный» период русской поэзии, кода поэты выступали с импровизированных кафедр в кафе, зарождение советских “толстых” журналов, "перековавшийся" Маяковский, хулиган Есенин, явление миру ОБЭРИУ. Но ведь были художественные акции имажинистов, неординарные выступления футуристов всех мастей, поэтические гастроли, безудержная самореклама, большие «игровые» поэтические вечера, проделки ничевоков и экспрессионистов, подпольные книги, драки Павла Васильева и т. д.
Олег Демидов — поэт, критик, литературовед, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ. Много лет занимается исследованием жизни и творчества Анатолия Мариенгофа и других имажинистов. Составитель и комментатор собраний сочинений Анатолия Мариенгофа (2013) и Ивана Грузинова (2016).
Анатолий Мариенгоф (1897—1962) — один из самых ярких писателей-модернистов, близкий друг Сергея Есенина и автор скандальных мемуаров о нем — «Роман без вранья». За культовые романы «Циники» (1928) и "Бритый человек" (1930), изданные на Западе, он подвергся разгромной критике и был вынужден уйти из большой литературы — в драматургию ("Шут Балакирев"); книга мемуаров "Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги" стала знаковой для русской прозы ХХ века. "Первый денди Страны Советов" — самая полная биография писателя, где развеиваются многие мифы, публикуются ранее неизвестные архивные материалы, письма и фотографии, а также живые свидетельства людей, знавших Мариенгофа.
20:45—22:30 - Вечер ретромузыки и моды 1920—1950 гг. Специально для «Библионочи» в РГБ. Кулуары мраморной лестницы. Подъезд № 1
Проект RETROLOOKS представит программу «Ретро Театр». Программа включает лекцию, мастер-класс, дефиле, выставку, музыку.
Вечер пройдет в сопровождении патефонной музыки 1920—1950 годов, которую представит ретродиджей на патефоне, к.и.н. Алексей Петухов. Он расскажет о музыке в театре и кино, проигрывая коллекционные довоенные пластинки.
20:45 — Экскурсия по выставке «Искусство красоты. Редкости из фонда РГБ и коллекции проекта Retrolooks».
21:30 — Лекция «Грим в театре и кино начала ХХ века» расскажет о способах создания сценического образа в авангардном театре, об особенностях трансформации грима с появлением кино.
22:00 — дефиле образов 1920—1950-х годов. Читатели увидят посетительниц библиотеки так, как могли бы увидеть их в первой половине ХХ века.
20:45—23:00 — Перформанс «Игра». Специально для «Библионочи» в РГБ. Читальный зал № 3. Подъезд № 1
Перформанс «Игра» основан на традиционных русских наигрышах, а также на архаичных формах весенних хороводов и лирике юга России. Создан экспериментально-исследовательским музыкальным проектом «Репей» под руководством Марины Крюковой. Действие интерактивное. Участие каждого посетителя в нем — не только создание активной тишины, но и активное чувствование себя и людей рядом. Музыканты и посетители вместе будут перемещаться по пространству третьего читального зала, исследуя его, вступая в резонанс с ним и друг с другом. Именно так когда-то жила народная музыка: песни пели во время работы, во время прогулки, во время танца. Не было разделения на зрителей и артистов, было пространство коммуникации, даже если одна из сторон молчала.
20:45—23:00 - иммерсивный музыкальный спектакль «Открытая репетиция для читателей книг и нот». Специально для «Библионочи» в РГБ. Читальный зал № 1. Подъезд № 1
Перформанс представляет из себя попытку обнажить посредством чтения вслух текстов и проигрыванием нот тот процесс, который обычно скрыт и индивидуален: участники перформанса "озвучат" читальный зал текстами и музыкой, которые обычно звучат только в их головах.
21:00—23:00 - перформанс художника Павла Пепперштейна и философа Дмитрия Волкова «Народ против книги: «Свобода воли. Иллюзия или возможность». Специально для «Библионочи» в РГБ. Читальный зал подсобного фонда ЧЗ № 3 (А 109). Подъезд № 1
Недавно вышедшая книга философа Дмитрия Волкова «Свобода воли. Иллюзия или возможность» обвиняется в том, что дает философское обоснование для наказания людей и тем самым способна нарушить существующий баланс в отношениях между государством и обществом. Она зарождает в людях сомнение в вопросах свободы воли и ответственности.
Сторона защиты в лице философа и автора книги Дмитрия Волкова вину полностью отрицает и отстаивает справедливость делаемых в книге утверждений и выводов. Судить такой нетривиальный процесс может лишь художник, поэтому вердикт вынесет беспристрастный судья процесса - Павел Пепперштейн. За соблюдением порядка судебного процесса будет следить художница и акционистка Ксения Драныш.
21:00—22:30 - Перформанс «Призраки» от танцевальной компании «По.В.С.Танцы». Читальный зал № 1. Подъезд № 1
В перформансе использованы отрывки из стихотворения А. С. Пушкина «Осень» и рассказа Х-Л. Борхеса «Палаты с фигурами». Будет разыграна пьеса из двух монологов и двух танцевальных соло.
21:00—23:00 - Спектакль по новелле Луиджи Пиранделло «Ловушка». Лекция о творчестве Луиджи Пиранделло. Розовый зал. Подъезд № 1
Спектакль «Ловушка» («La trappola», 1912) - о взаимоотношениях нашего субъективного восприятия мира с объективной реальностью, которую мы никогда не уловим, поскольку наш взгляд уже изначально субъективен. Что мы думаем о жизни и какова сама жизнь? Спектакль являет собой некую метафору соотношения наших мыслей о жизни и самой жизни.
21:30—22:30 - Театральная компания «Мишин Лаб» представит перформанс «Разговоры в темноте». Читальный зал № 2. Подъезд № 1
Спектакль о любви, воплотившей себя в ожидании. Три женщины читают друг другу неотправленные письма к мужчине, которого ждут так долго, что уже не уверены, что он существует. Ждут его так долго, что уже сомневаются в своем собственном существовании. Ожидание, ставшее целью, растворяет реальность в воображении и превращается в творчество, врывающееся в ткань спектакля песнями, в которых чувства героинь достигают высшей точки.