Текст: Наталья Лебедева
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Международное движение WorldSkills International уже более полувека выбирает лучших молодых специалистов в разных профессиях. Наконец, в центре их внимания оказались педагоги-словесники. На прошедшем недавно в Москве чемпионате студенты - будущие преподаватели русского языка и литературы соревновались в умении учить. Среди победителей в номинации «Общая образовательная школа» студентка Московского городского университета (МГПУ) Инна Сычева. О том, каким сегодня должен быть молодой учитель словесности и как современные технологии меняют традиционный урок литературы, мы поговорили с наставником победителя доцентом Института гуманитарных наук, Института культуры и искусств Московского городского университета (МГПУ) Ириной Мурзак.
Что такое World Skills, большинство уже знает, а как проходят испытание учителя литературы? Какой главный критерий?
Ирина Мурзак: Сегодня World Skills - это эффективный инструмент подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и потребностями новых высокотехнологичных производств. И профессия учителя оказалась очень востребованной. Нужны настоящие профессионалы, владеющие современными технологиями, знающие свой предмет и, главное, умеющие общаться с людьми.
Самый важный критерий на конкурсе - умение преодолевать коммуникативную неудачу. Да! Ведь множество конфликтов в школе связано с тем, что молодые педагоги не владеют навыками общения.
Один из критериев - владение современными технологиями. Школы повсеместно оснащают компьютерами и электронными досками. Но используется ли это все на уроке?
Ирина Мурзак: В школе сейчас активно задействуют электронные ресурсы. Москва, например, полностью перешла на МЭШ (Московская электронная школа). Но ни готовые презентации, ни видеоматериалы не спасут учителя от неудачи, если он не умеет сам создавать образовательные контенты и не владеет навыками успешной коммуникации. Именно это и проверяли на Word Skills.
За короткое время студенты педагогических вузов должны были создать инновационный урок, подготовить занятие в видеоформате, провести родительское собрание в онлайн-режиме и организовать педсовет. А значит, все нужно было делать быстро и грамотно, виртуозно владея информационно-компьютерными технологиями и не допуская профессиональных погрешностей. Тему для урока объявили в день конкурса. В этом году нужно было подготовить урок «Информация - кислород для современного общества».
Новые технологии открывают перед учителем безграничные возможности. Но если все время показывать отрывки из фильмов или спектаклей, обсуждать картины, слушать музыку и делать буктрейлеры, останется ли время на сам текст?
Ирина Мурзак: Мы смогли стать первыми только потому, что моя конкурсантка Инна Сычева оказалась не только хорошо подготовленной в области филологии, но и в совершенстве знала все компьютерные технологии и обладала навыками отличного собеседника, знала возрастные особенности детей и имела опыт психологического урегулирования конфликтов. И вот как раз с художественным текстом она и работала, используя все эти навыки. Не с учебником или готовым уроком. А за два часа создала свой и очень интересный. Она учила своих школьников извлекать смысл из произведения, делать выводы, создавать свой текст.
А как старшее поколение педагогов справляется с новыми технологиями?
Ирина Мурзак: Инновации школе нужны. Нельзя опираться только на опыт. Когда немецкий ученый Вильгельм Гумбольдт предложил помимо лекций в университетском образовании ввести еще и семинары, наука получила обратную связь, возможность поставить под сомнение прописные истины, и тем самым наука сделала огромный шаг вперед. И опытным педагогам есть чему поучиться у молодежи. Не секрет, что современные школьники много лучше знают компьютерные технологии, чем мы, педагоги классической школы. Мы знаем, где искать материал, они знают - как!
Да, сейчас все педагоги прошли курсы повышения квалификации, но молодое поколение владеет современными ИКТ-технологиями в совершенстве. И мы понимаем, что удержать внимание школьника на протяжении урока только мастерством монологической речи уже невозможно.
А это значит, что все новое нужно рассматривать объективно, не насмехаясь и отторгая, а вникая и дополняя. Тогда школа будет соответствовать современным потребностям общества.