ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Как живет единственный «женский» музей в Переделкино

Музею Галины Иосифовны Серебряковой исполнилось 2 года. Его основатели рассказали нам о трудностях, которые приходится преодолевать, и о ближайших планах

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Фото: Походин/РИА Новости, Игорь Гарей-Вильчинский
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Фото: Походин/РИА Новости, Игорь Гарей-Вильчинский

Текст: Екатерина Коновалова/ГодЛитературы.РФ

Единственный «женский» музей в Переделкино посвящен писательнице и журналистке, автору многочисленных произведений о Карле Марксе, Галине Иосифовне Серебряковой (1905-1980). Музей, которому недавно исполнилось два года, соседствует с галерей Зураба Церетели и музеем-галереей Евгения Евтушенко. Здесь, в доме по адресу Лермонтова, 2, Галина Серебрякова прожила более 20 лет.

О жизни и планах музея мы поговорили с его основателями - Натальей Тагановой, внучкой Галины Серебряковой, и с Игорем Гарей-Вильчинским, хранителем и гидом музея.


ГодЛитературы.РФ: Простой вопрос - кто такая Галина Серебрякова?

Галина Серебрякова. Фото 1936 года

Игорь Гарей-Вильчинский: Подробности жизни Галины Иосифовны мы узнаем из ее мемуаров «О других и о себе» (1968) и «Странствия по минувшим годам» (1963). Она родилась в семье профессиональных революционеров, которые начинали свой путь из Варшавы вместе Феликсом Дзержинским. Ее отец, Иосиф Моисеевич Бык-Бек, был врачом, организовывал тифозные корпуса во время войны, участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах, был послом в Хорезме и директором Пушкинского музея изящных искусств в Москве. А мать, Бронислава Сигизмундовна Красуцкая, была выпускницей Варшавской консерватории, пианисткой, служила в разведотделе ЧК, а в Лондоне - в ВОКСе. Собственно, детство в такой семье определило дальнейшие интересы Галины Иосифовны.

Ее юность прошла в обществе революционерки Александры Коллонтай, а в 14 лет она ушла на Гражданскую войну медсестрой. Об этом сказано в автобиографических книгах «Под красной звездой» и «Одна из вас». Из первой книги мы узнаём, что на Гражданской войне Галина Иосифовна служила в политотделе у Розалии Землячки. Именно тогда она написала свое первое литературное произведение - пьесу «В дни революционных бурь».

В литературу Серебрякова входила постепенно, во время первого и второго браков. Ее первым мужем был секретарь ЦК РКП(б), Леонид Серебряков, а вторым - нарком финансов Григорий Сокольников.

Галина Серебрякова и Григорий Сокольников

Ее карьера началась с журналистики. Под руководством Дмитрия Фурманова она занималась составлением отрывных календариков. Далее работала корреспондентом в «Гудке», «Комсомольской правде», «Известиях», бывала в заграничных командировках.

Поездка в Среднюю Азию вдохновила ее на создание «Пёстрой Бухары», посещение Франции - на рассказ «Люди предместья Круа-Русс». А после очерков о революционном Китае Сокольников посоветовал ей написать рассказы. Самый известный из них - «Рикша».

Эти рассказы понравились Максиму Горькому, который стал для неё вторым наставником, свел с некоторыми историками, помог советами в написании исторических портретов.

Горький горячо встретит книги Галины Иосифовны «Женщины эпохи Французской революции» и «Юность Маркса».

С 1929 по 1932 г. Сокольников был полпредом. Галина ездила с ним в командировки, общалась с политиками, в том числе с Черчиллем, была на приёме у королевы-консорт Елизаветы.

Работая над книгами о Марксе, она изучала архивы, посещала страны, где он жил, встречалась с его потомками. Вторая книга о нем «Похищение огня» вышла только в 1961 году. С 1936 по 1956 г. было безмолвие. 20 лет тюрем, ссылок и лагерей. В Джамбульской ссылке работа над книгой возобновлялась, но материалы были изъяты. Шестидесятые годы ее творческой биографии в основном были посвящены Карлу Марксу («Вершины жизни», «Предшествие» об Энгельсе и «Маркс и Энгельс» в серии ЖЗЛ). Вместе с Григорием Рошалем она работала над сценарием фильма «Год как жизнь» по книге «Похищение огня». Это первый художественный фильм о Карле Марксе, а «Юность Маркса» - первое художественное произведение о нём.

Но есть ещё одна книга, обязательная к прочтению, это «Смерч», гдеописаны события от 1936 до лагерного периода (начало репрессий, тюрьмы, ссылка). В России книга вышла только в 1988 году, уже после смерти Серебряковой.

ГодЛитературы.РФ: Как жизнь привела Галину Иосифовну в Переделкино?

Игорь Гарей-Вильчинский: Дом на улице Лермонтова она приобрела в 1962 году у вдовы Бориса Лавренёва, автора «Сорок первого», который жил в Переделкине дачником с 1949 по 1959 год. Но в Переделкине Галина Иосифовна оказалась раньше, где-то к концу 50-х годов. Она жила в одном из двухэтажных коттеджей Дома Творчества, то ли в сером, то ли в голубом, то ли в зелёном… Мы предполагаем, что это была бывшая дача Веры Инбер, которая ошибочно на карте Яндекса значится домом, где снимали «Зеркало». Старшая дочь Галины Серебряковой Зоря однажды обмолвилась, что после возвращения из ссылки Серебрякова жила у Веры Инбер. Известно, что в тот период она побывала в гостях у своего старого друга Бориса Пастернака, который учился в одной гимназии с Григорием Сокольниковым. Молодой Пастернак, ещё тогда в первом браке, часто бывал в гостях у Сокольникова и Серебряковой в квартире в Карманицком переулке. Встречу на даче Пастернака Серебрякова описала в книге «О других и о себе». На его «ругань» она не ходила, хотя и значилась в списках присутствовавших. Более того, портрет Бориса Леонидовича висел у неё на веранде, рядом с портретом Есенина.

ГодЛитературы.РФ: Как была устроена жизнь Галины Иосифовны в Переделкине?

Наталья Таганова: Дача в Переделкине стала для нее домом. Галина Иосифовна жила здесь со своим четвертым мужем Семёном Семёновым (Израилем Самуиловичем Гинзельбергом). Ее здоровье после тюрем, ссылок и лагерей было подорвано. Она редко выходила гулять, была домоседкой. Да и в посёлке, как и в Союзе писателей, ее не очень любили. Общалась со Львом Ошаниным (он часто заходил в гости), Владимиром Карповым, Александром Авдеенко, Константином Фединым. Однажды у нее был скандал с Евгением Евтушенко из-за некой домработницы Манжелы, которая работала на два дома. И из дома в дом носила сплетни. С Александром Штейном, Валентином Катаевым у Серебряковой были добрососедские отношения.

Фото: Игорь Гарей-Вильчинский

Она переписывалась чуть ли не со всем миром. Мы находили письма из Канады, США, Японии. Ее дом всегда был полон гостей, приёмы проводились постоянно. Она во взглядах не была либералкой и сталинисткой, а оставалась верна учениям Маркса. Про её похороны много где говорится, якобы никто из писателей не пришел с ней попрощаться. На самом деле, прощание с ней в Переделкине шло несколько дней. И людей было много.

ГодЛитературы.РФ: Как создавался музей?

Игорь Гарей-Вильчинский: Меня Галина Иосифовна покорила своей необыкновенной историей жизни. Кратко её не описать. Она скорее подходит для фильма. Мне стало обидно, что о такой женщине сейчас мало кто знает, хотя по её биографии и книгам можно учить историю. Но музей начался с бытового вопроса. Когда Галины Серебряковой не стало, её дом бы разделен между прямыми наследницами. Старшей дочери Зоре достался второй этаж с одним входом, где были кухня, музейная комната с подарками со всего мира.

Часть дома Гелианы (второй дочери Галины Серебряковой) до сих пор жилая. А часть Терезы (третьей дочери) была жилой до её смерти. Затем некоторое время ее часть дома сдавалась - то ведьме с юристом, то бизнес-леди с массажистом, потом филологу с тараканами... А когда не сдавалась, вообще заходила речь о продаже. И тут моё предложение о создании музея пришлось кстати. Цель нашего музея - вернуть имя Галины Серебряковой в историю и литературу.

Мы приняли решение проводить в музее различные культурные события, тем самым привлекая посетителей без рекламы. В беседке рядом с домом провели несколько чайных церемоний. Запустили нужную энергию и вдохновение. Со временем находились фотографии, письма, книги. Все это вошло в экспозицию. Музей открыли 2 июля в 2023 году - после дня памяти Галины Иосифовны (30 июня).

Как первый музей в посёлке, посвящённый женщине, мы проводим экскурсию по городку писателей «Женщины посёлка Переделкино». Недавно запустили экскурсию о собаках Переделкина. Несколько лет изучаем эту тему.

Экскурсия в доме-музее Галины Серебряковой. Фото: Игорь Гарей-Вильчинский

Также мы проводили: концерт классической музыки, вернисаж выставки, моноспектакль, лекции, мастер-классы и литературные вечера. Наш кот встречает всех гостей. Для нас этот дом - родной.

Фото: Фото: Игорь Гарей-Вильчинский

А сложности как были, так и остались. И реклама нужна, и поддержка с финансированием. Однако главное желание - пробудить интерес к Галине Иосифовне, переиздать её книги, перевести их, экранизировать и, конечно, снять фильм о ней самой. У нас есть готовый сценарий для короткометражки о ее юности.

В общем, мы двигаемся с тем, что есть, стоически преодолевая те трудности, которые нам подкидывает судьба. Практически находясь в неведении о том, что будет завтра.

Следить за новостями музея Галины Серебряковой можно в группе Вконтакте или в телеграм-канале.

Фрагмент экспозиции музея. Фото: Игорь Гарей-Вильчинский