САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Монтаж памяти

На «Красной площади» прошла презентация мемуаров Сергея Эйзенштейна

презентация мемуаров эйзенштейна на Красной площади
презентация мемуаров эйзенштейна на Красной площади

Текст и фото: Александр Соловьев

Библиография Сергея Эйзенштейна (и литературы, ему посвященной) за последний год уже обогатилась несколькими прекрасными изданиями — альбомом его графики (Ad Marginem), стенограммами курсов, прочитанных во ВГИКе в 30-х годах (Sa.Ga), большой работой Вячеслава Вс. Иванова об эстетике Эйзенштейна (Академический проект) и критической биографией (ЕУ СПб).

2 июня в рамках фестиваля состоялась презентация двухтомника мемуаров режиссера, прекрасно дополняющего этот ряд.

В презентации принимали участие Наум Клейман (крупнейший специалист по кинематографу Эйзенштейна), Ольга Дубицкая, куратор издательской группы музея "Гараж", и Анастасия Орлова, художник книги.

С одной стороны, неудивительно, что к режиссеру, с которого многие отсчитывают историю кинематографа как искусства вообще, в последние годы настолько возрос издательский интерес. С другой стороны, Эйзенштейн оказался на пересечении самых разных революций модерна - революции социальной и революции искусства - ученик Мейерхольда, он встал в основании кинематографа, самого по себе являющегося продуктом модерного общества. Именно эта уникальная позиция, в том числе, и приковывает к нему интерес.

Наум Ихильевич рассказал об удивительной издательской судьбе мемуаров, с которых, после смерти Сталина, и началась реабилитация и канонизация режиссерского наследия. Написанная почти что потоком сознания, книга мемуаров проливает свет не только на биографические обстоятельства жизни Эйзенштейна, но и на его любовные переживания и психоаналитическую рефлексию, столь важную и для его кинематографа. Разговор был посвящен не только кино, а также отношению Эйзенштейна с книгами, памяти об отце и матери.

Новое издание построено более строго с точки зрения текстологии по сравнению с изданием 1997 года, и, очевидно, станет важным событием для исследователей кинематографа - и просвещенных зрителей.