САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Литобзор (первая половина июля)

Обзор литературной периодики

Литературный-обзор-периодики-литературные-журналы-и-интернет-в-июле2019.1
Литературный-обзор-периодики-литературные-журналы-и-интернет-в-июле2019.1
Борис-Кутенков-Литературный-обзор-периодики

Текст: Борис Кутенков

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Начнём этот обзор с видеоинтервью. Обновление на канале Государственного литературного музея: в авторской программе Дмитрия Бака состоялась беседа с главным редактором «Нового мира» Андреем Василевским: о сохранении устойчивой формы консервативного «толстого» журнала, о сочетании реалистических и постмодернистских тенденций, о  воспоминаниях «без умиления» о миллионных тиражах перестроечной поры. Василевский: «Я могу сказать, чем «Новый мир» отличается от «Знамени»: кажется, что два журнала находятся на одной литературной площадке, но за «Знаменем» стоит сахаровская традиция - условно, в кавычках, - а за «Новым миром» - солженицынская». На фейсбуке меж тем активно обсуждаются проблемы «Нового мира»: на здание редакции претендует Финансово-хозяйственное управление РПЦ. Чем можно помочь и можно ли вообще, пока непонятно, но всё


литературное сообщество с волнением ожидает заседания суда, которое состоится 1 августа, и надеется, что «Новый мир» сохранит историческое здание.


Обзор литературной периодики за июль 2019 Бориса Кутенкова

Александр Тимофеевский-младший пишет о неточности, допущенной при анонсировании события на странице Василевского (что здание пытаются отнять у Культурного центра Фонда «Новый мир», а не у редакции): «Культурных центров сейчас тьма. Все жуки и жабы имеют свои культурные центры. Эта выспренность ни о чем. А редакция «Нового мира» - великая история и культурный миф огромной значимости. Хороший пример, как манерный новояз затуманивает важные смыслы».

Издатель и культуртрегер Марина Волкова сделала обзор всех номинантов литературно-критической премии «Неистовый Виссарион» (впервые, напомним, состоявшейся в этом году; лауреатом стала Ольга Балла, о лонг-листе мы писали в одном из предыдущих обзоров). Идея индивидуального прочтения критических текстов словно бы витала в воздухе, но не поленилась только неутомимая Волкова. Обзор в жанре «кратко всем сестрам по серьгам» получился чрезвычайно увлекательным: навигация даже не по текстам, а по манерам и методологиям современных критиков. О Льве Оборине: «Случай, когда имя больше текстов почти в два раза. А ещё Оборин очень мощный легитимизатор. Иногда это плюс, иногда, увы, отрицательное качество». Об Алии Ленивец: «Вдумчиво, по-женски, по-матерински бережно, с оценкой на «похвалить». Эх, к этой вселенской любви ещё бы шашку…» На фейсбуке развернулась дискуссия:


Марина Волкова в обзоре литературной жизни за июль 2019 Бориса Кутенкова

оргкомитет премии «Неистовый Виссарион» возмущается обзором Волковой


и объявляет его «тенденциозным и непрофессиональным», отдельные участники премии отказываются от амплуа критиков, кто-то удивляется «параллельному миру, где рукописи рецензируются» или просто снимает тэг как не заслуживающий внимания. Интересна и раздача точных и язвительных «ярлыков» - за которыми стоит, разумеется, труд придирчивого изучения статей: «критик-сплетник» (о Валерии Пустовой), «критик-развиватель» (Ольга Балла), «критик-проектировщик» (Мария Галина) и т. д. В общем, тем, кто только хочет понять, что такое современная критика, или убеждён, что её нет, - срочно смотреть видео Волковой.

Перейдём к публикациям текстов. В «Знамени» Ольга Балла пишет о трёх значимых сборниках нон-фикшн. Первый - «По обе стороны вымысла», книга эссе и интервью саратовского критика Екатерины Ивановой, поименованного Волковой «критиком-проповедником» за пристрастие к религиозной теме: «Было бы огрублением сказать, что Е. Иванова сводит задачи литературы к религиозным или ищет в ней проповедь (точно нет). Но приоритеты расставлены внятно: внимание критика заметно смещено в сторону вопросов этических, экзистенциальных, метафизических (эстетика же не то что вторична, но интересна как их инструмент)», - уточняет Балла. Также в обзоре упомянуты сборник Бориса Хазанова «Оправдание литературы» и сборник избранных эссе переводчика, писателя и журналиста Алексея Поляринова «Почти два килограмма слов».

Василий Нацентов в обзоре литературной жизни за июль 2019 Бориса Кутенкова в обзоре литературной жизни за июль 2019 Бориса Кутенкова

В этом же номере «Знамени» - лучшие выступления по итогам дискуссии «Новое литературное поколение: существует ли оно?», состоявшейся этой весной в библиотеке имени Боголюбова. Василий Нацентов о «незнании»: «Современная молодая литература (во всяком случае - интересная мне) - не столько палимпсест (что неизбежно: дыхание слова - всегда диалог), сколько квест по волнам ещё несуществующей памяти, по остывшему воздуху прош­лого, которого, по сути, мы никогда не знали. Мы его выдумали. И смотрим в своё смутное настоящее ясными (так нам хочется) глазами тех, для кого оно было светлым и неизбежным будущим». Денис Драгунский - 


о том, возможно ли сегодня «писать как Толстой»:


«Молодые писатели говорят: мы не хотим писать, как Лев Толстой! Правильно не хотите. Всё равно не получится. Потому что Лев Толстой - это удивительное сочетание трёх вещей: собственно литературного, словесного дара; невероятного (чуть не сказал «молодёжного») бунтарства, желания опровергать и высмеивать всех - государство, Шекспира, церковь, Наполеона, самое жизнь; и вдобавок миссионерского жара, желания проповедовать свои идеи. Однако почитать Льва Толстого молодым писателям полезно. Чтобы увидеть, как современно, динамично, легко он пишет…»

Елена Черникова в обзоре литературной жизни за июль 2019 Бориса Кутенкова

Динамична, современна и легка и проза Елены Черниковой, редактора литературного портала Textura, опубликованная в том же номере и в целом вписывающаяся в тренд фрагментарного нон-фикшн - собрание «бутылок, доверенных океану», но с неизменно остроумными бытовыми зарисовками о свободе. Очень смешно, и цитировать хочется страницами; почитайте хотя бы фрагмент, который начинается так: «Кудлатенькая крашеная бабища в три обхвата, сверкая многоцветными стразами на трикотажном изделии кислотно-малинового цвета и замысла - назовём это кофта-футболка с короткими рукавами, полиэстер, - грязновато, неискусно, рутинно матерится на паперти храма св. Варвары...»


Два программных высказывания -


Константин Куприянов в обзоре литературной жизни за июль 2019 Бориса Кутенкова

прозаика, лауреата премии «Лицей» Константина Куприянова на Textura и Андрея Белянина в «НГ Ex Libris». Куприянов о модели современного литературного процесса как «азартной игре престолов» - и тенденциях к изменению: «В самое последнее время литературные нравы в России постепенно размягчаются, вслед за общественными. Возникла мода на иной подход к литературному комментированию - образовательный и в целом скорее дружелюбный, нежели оценочный и осуждающий. В особенности ярко он проявился в соцсетях: инстаграме, телеграме и Ютубе; словосочетание литературного 2018 года –«книжный блогер».

Белянин, напротив, пишет об ужесточившихся запретах на цитирование чужих текстов - статья его столь же язвительная, полная пародийных примеров, сколь и вопиющая об абсурде: «Согласно закону, для написания

Андрей Белянин в обзоре литературной жизни за июль 2019 Бориса Кутенкова

пародии теперь вы обязаны просить разрешение или покупать права на того, над кем собирались смеяться! Мало того, что вам могут просто не дать это разрешение…»; «А карикатуристы на Арбате в курсе, что их вправе засудить любой наш артист, певец или политик за то, что у них нет разрешения на карикатуру конкретно этого человека?» С Куприяновым полемизирует Галина Юзефович и её подписчики - прежде всего в связи с его пассажем о «противостоянии критиков и блогеров». «Прикольно, что у Константина ВСЯ КРИТИКА в едином порыве ревнует то ли блогеров к кому-то, то ли кого-то к блогерам. Боюсь, что он сильно переоценивает способность критиков сойтись во мнении хотя бы и по такому простому вопросу» (Егор Михайлов, редактор отдела «Мозг» сайта «Афиша-Daily»).

Там же, на Textura, Екатерина Али беседует с Андреем Тавровым - поэтом, философом, мудрецом, знающим истину о поэзии и рассуждающим о ней с принципиально неверифицируемых, антирационалистических позиций: «Хорошее стихотворение - это как достойный человек. Человек может быть духовно реализован, и от него исходит свет, и это все чувствуют - с ним приятно общаться. Он не о себе думает, он о тебе думает. Он тебя видит. Точно так же есть стихотворение, которое тебя видит, которое считается с тем, что ты его читаешь. И ты чувствуешь, что оно живое. Вот это тот критерий, который я сейчас готов предложить для того, чтобы отличить плохое стихотворение от хорошего».

Юрий Казарин в обзоре литературной жизни за июль 2019 Бориса Кутенкова

В «Урале» Юрий Казарин продолжает свои исследования поэтики Бориса Рыжего - сочетая, как всегда, тонкий эссеистический анализ с внимательным текстологическим разбором. «Смерть в поэтическом мире Б. Рыжего, таким образом, это, прежде всего, результат работы такого компонента поэтического дара, как предвосхищение. Такая ситуация (эсхатологической природы) характеризуется в большей мере не ожиданием смерти, а «обживанием» смерти, привыканием к ней. Это состояние в эмоциональном отношении - перенасыщено тревогой, горечью, тоской, редкими просветлениями и вновь печалью, горем («больше черного горя поэт»). Смерть, по Б. Рыжему, это не безвыходное и не безысходное состояние: смерть - это ещё и наиболее короткий путь к «голубому и белому в синем». В вечность? В бессмертие? - нет, это выход, проход, прорыв к себе - поэту…».

«Прочтение» публикует стихи Анны Павловской - одновременно веселящие и заражающие чёрной меланхолией, но на выходе - ощущение почти дионийской радости; много от наследия позднего Дениса Новикова:

там холодно там замутненный солярис

проглянет едва и пошёл на закат

там крупный солёный смертельный стеклярус

хрустит под ногами погибших солдат

 

там падают слёту замерзшие птицы

и море простыло до самого дна

и я замираю на самой границе

грядущей весны и последнего сна