САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Книги для (против) осенней рутины

Школьнику тяжелее переносить нагрянувшую рутину, чем закаленным родителям. А когда еще зарядят дожди… подсуньте ему что-нибудь из этой подборки

Школьнику тяжелее переносить нагрянувшую рутину, чем их закаленным родителям. А когда еще зарядят дожди… подсуньте ему что-нибудь из этой подборки
Школьнику тяжелее переносить нагрянувшую рутину, чем их закаленным родителям. А когда еще зарядят дожди… подсуньте ему что-нибудь из этой подборки
Ольга-Лапенкова

Текст: Ольга Разумихина

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Обложки с сайтов издательств

Мария Голикова. «Файолеана. Дверь времени»

М.: Издательский Дом Мещерякова, 2019

Школьнику тяжелее переносить нагрянувшую рутину, чем их закаленным родителям. А когда еще зарядят дожди… подсуньте ему что-нибудь из этой подборки

Где-то на краю Вселенной расположен небольшой городок Гайстун, где не происходит ничего особенного: дети ходят в школу, выбирают первых друзей и то ссорятся, то мирятся с ними, а взрослые работают и пуще всего берегут копейку. Вот и родители Эльзы взяли себе в услужение безродного парнишку Эймера, чтобы он круглые сутки хлопотал по дому и даже не вздумал просить выходных, но денег ему не выдают: достаточно того, что у юноши есть пища и крыша над головой. Вот только Эльза уверена, что Эймер — не обыкновенный беспризорник, а гость с острова Файолеана, который существует только на страницах сказок. А доставил его в город не кто иной, как Каус (что-то вроде Санта-Клауса для местных ребятишек). Родители Эльзы тоже бы поняли, что с мальчишкой не всё так просто, раз он так усердно трудится и даже не заикается о прибавке к жалованью, но... разве взрослые умеют видеть чудеса, даже те, что у них прямо под носом?

Как мы знаем, если в пьесе появляется ружьё, оно обязано выстрелить. А если в сказке говорят про волшебную страну, главный герой непременно туда попадёт (а читатель увидит её своими глазами — благодаря чудесным акварельным иллюстрациям Марии Рязанцевой). Вот и Эльза вскоре очутится на Файолеане. Но, что любопытно, для этого ей не придётся убегать из дома и прощаться с друзьями: Эльза умудрится совмещать амплуа отважной путешественницы и послушной отличницы. А ещё ей предстоит здорово попотеть, чтобы понять жизненную философию файолеанцев. Местные жители убеждены, что каждый человек — герой собственной неповторимой сказки, а «быть как все» — оксюморон. А раз так, ты можешь разориться, попасть в тюрьму, потерять близких, но на помощь государства не рассчитывай: все эти бедствия — просто сюжет твоей сказки.

Мария Голикова, возможно, перегнула с заимствованиями из североамериканского фольклора, но «Файолеана» всё равно удалась — в основном как раз за счёт философской составляющей. Автор ненавязчиво подталкивает юного читателя к размышлению о том, что в жизни важнее — покоряться судьбе или дерзить ей. К тому же писательница смогла обойти штампы и отправить главную героиню в сказочное царство-государство, не уготовив ей смертельных ловушек и даже не заставив девчонку спасать мир. По крайней мере — в первой книге серии.

Джудит Росселл. «Стелла Монтгомери и загадка серебряного флакона»

Пер. с англ. Е. Моисеевой. — М.: Эксмо, 2019

Школьнику тяжелее переносить нагрянувшую рутину, чем их закаленным родителям. А когда еще зарядят дожди… подсуньте ему что-нибудь из этой подборки

Как и одиннадцатилетняя Эльза из Гайстуна, Стелла Монтгомери до поры до времени даже не догадывается, что вокруг вот-вот начнут твориться чудеса. Вот только живётся ей не так привольно, как сверстнице из Гайстуна. Девчонка заточена в замшелом отеле с тремя сварливыми тётушками, которые целыми днями учат её музыке, французскому языку и этикету — как-никак начало ХХ века на дворе. А ещё «заботливые» родственницы ей явно чего-то недоговаривают. Стелла почти ничего не знает о своей матери, которая вроде как давно умерла, а об отце вообще ни разу не слыхивала. Однако задавать вопросы о прошлом Стелла не может: отвлекать тётушек от лечебных процедур или выяснений отношений со служанками себе дороже.

Но, как водится, благодаря счастливому (или, наоборот, ужасному?) стечению обстоятельств всё меняется. Только Стелле выпадает возможность спрятаться от вездесущих тётушек в оранжерее, как в её убежище появляется незваный гость — и прячет в кадку с папоротником какой-то маленький предмет. Так девочка невольно становится хранительницей пугающей тайны, которая, как водится, круто изменит её жизнь. Такому повороту не обрадуется даже главная героиня — чего уж говорить о её тётушках!

Первая работа из серии книг о Стелле Монтгомери — эдакая помесь «Золушки», «Пиноккио» и даже «Гарри Поттера», не особо оригинальная и не заключающая в себе глубокой философии, в отличие от «Файолеаны», но по-своему обаятельная. Недостатки сюжета компенсируются лёгкостью слога и жутковатой атмосферой. Переводчица Моисеева поработала на славу, как и художница Нина Дуллек — автор множества чёрно-белых иллюстраций, как полноформатных, так и совсем крошечных, разбросанных едва ли не по каждой странице книги. Рекомендовано к прочтению мечтательным особам младшего и среднего школьного возраста.

Фредерик Пуйе, Сюзи Жуффа. «Дневник сварливого Кота. Банда Эдгара»

Пер. с франц. Ю. Гавриловой. — М.: АСТ, 2019

Школьнику тяжелее переносить нагрянувшую рутину, чем их закаленным родителям. А когда еще зарядят дожди… подсуньте ему что-нибудь из этой подборки

Если не торопиться и хорошенько приглядеться, массу странностей можно заметить и в привычной жизни. Особенно если смотреть на эту жизнь глазами кота. Зачем люди так суетятся? С какой стати они каждый день ходят в школу, на работу, а потом ещё где-то гуляют? Неужели нельзя просто свернуться на лежанке у батареи и вставать с неё только для того, чтобы поесть? Именно об этом думает трёхлетний Эдгар, сибарит и сноб, живущий в среднестатистической французской семье.

Как и многие усатые-полосатые, Эдгар свято уверен, что коты — представители высшей расы, а люди — их слуги, существа несовершенные и физически, и нравственно. Поэтому периодически им нужно показывать, кто в доме хозяин. Но на самом деле Эдгар, конечно, страшно привязан и к Марку с Севериной, и к их детям, и к «апатичному, но не антипатичному» псу Патапуфу, и даже к соседскому коту, который имеет наглость ходить по лужайке перед их домом. Признается ли он в этом хотя бы раз? Ну уж нет! Разве что под воздействием кошачьей мяты. Или на страницах личного дневника.

«Дневник сварливого кота» напечатан крупным шрифтом и украшен множеством картинок, однако понравится он не только ребёнку, но и взрослому (особенно если этот взрослый — заядлый кошатник). А в России, думается, книга Ф. Пуйе и С. Жуффа обретёт особенную популярность: по статистике 59% наших соотечественников держат дома хотя бы одного Ваську или Барсика. И пусть «Дневник...» — далеко не шедевр, пусть логика повествования в книге иногда прихрамывает, — но какой глубины мысли можно требовать от кота, тем более — такого молодого и неопытного? Зато он разбирается в политике и цитирует Шекспира! Так что если среди ваших друзей есть подписчики группы «Без кота и жизнь не та», вы знаете, что подарить их детям (или им самим) на день рождения.