Текст: ГодЛитературы.РФ
Фото с сайта ленком.рф
Марк Захаров свыше сорока лет возглавлял один из самых кассовых московских театров, в котором рискнул явить московской публике (и близкому начальству) нечто в прямом смысле слова неслыханное - мюзикл, практически сливающийся по накалу страстей и плакатности образов с рок-оперой. И при этом основанной на хорошей поэзии - Андрея Вознесенского, Павла Грушко по мотивам Неруды... И это не говоря о спектаклям по Шолом-Алейхему, Григорию Горину, Арбузову, Шатрову. Символично, что последняя постановка Марка Захарова - страшный и сверхактуальный "День опричника" по Владимиру Сорокину.
Но вся страна знала его по регулярно показываемым по Центральному телевидению чудесным музыкальным фильмам: "Формула любви", "Тот самый Мюнхаузен", "Дом, который построил Свифт" и особенно "Обыкновенное чудо".
После забавных, но вполне заурядных "12 стульев" Марк Захаров словно подобрал какой-то свой собственный золотой ключик к музыкальному кино-театру, отчасти феллиниевскому, но при этом совершенно оригинальному. Ключик, открывающий дверь в мир, в котором расхаживают усатые идеалисты в отложных воротниках и с волосами, забранными в косу (и это в то время, когда за такую прическу на улице могли забрать в милицию или просто навалять), девушки с умными лицами ловят шпаги на лету, а потом пылко уверяют, что проскакали пятьсот верст, чтобы сказать, что они к вам равнодушны.
"Дом, который построил Свифт" казался уже перегружен формальными штуками, но в нем было потрясающее "Факельное шествие" Юлия Кима и отчаянный вопль Доктора-Абдулова: "В Ноттингемшире самые глупые в мире были всегда доктора!" А "Убить дракона" с его сиюминутными карикатурами смотреть уже просто неинтересно.
Но эти три фильма - они останутся навсегда.
Как останется финальная песня из «Обыкновенного чуда», песня-манифест той повторяющейся фазы российской истории, которую можно охарактеризовать как "стабильность", и которая последние лет триста длится не больше 15 лет.
Выразителем которой Марк Анатольевич Захаров и оказался.