Текст и фото: Игорь Карнаухов, Пермь
В Перми выставлены на всеобщее обозрение оригинальные интерактивные арт-объекты, что в скором будущем пополнят «Сад поэта», разбитый у музея Бориса Пастернака в поселке Всеволодо-Вильва. До тех пор они доступны публике на Речном вокзале в краевом центре. И на них можно не только смотреть: на каждом можно попробовать поиграть.
В аудитории пермского мультимедийного исторического парка «Россия — моя история» собраны шесть новаторских музыкально-шумовых инструментов. Это:
- било «Незастекленный небосклон». Мелодическое сооружение с разнотонными латунными пластинами, звук которых напоминает звон церковных колоколов. Рама била повторяет силуэт окна всеволодовильвенского дома;
- ксилофон «Раскат импровизаций»: аналогичный ударный инструмент, только вместо металлических пластин - деревянные бруски, настроенные по тонам;
- перкуссия «Струнная колесница», где шумовой эффект порождается велосипедными колесами разного диаметра. Каждое колесо вращается, спицы тоже тонально настроены;
- калимба «Яблоневый прибой», отличающаяся двумя ярусами (ударный и щипковый язычковый идиофон), производящими различное звучание;
- арфа «Запах волн»;
- гадательные барабаны «Судьбоносные стихи». Это и инструмент, и устройство для гадания. Комбинируя фразы из слов, начертанных на боковых пластинах многоугольных деревянных барабанов, можно получить себе поэтическое предсказание.
Созданные трудом пермских мастеров, прежде всего новые экспонаты адресованы посетителям, отличающимся поражением органов зрения.
— Появление акустических конструкций оправдано поэтикой сочинений Пастернака, - отмечает заведующая домом–музеем Анастасия Фирсова, одна из авторов проекта «Сад поэта. Взаимодействие», в рамках которого и созданы арт-объекты. — В юности он присматривался к музыкальной карьере, делом жизни в итоге выбрал словесное творчество, но музыкальность стала отличительной чертой его поэзии. Звучание, ритмы, образы его стихотворений неожиданны, как непредсказуема и стихийна музыка. Акустические экспонаты помогут сделать среду музея осязаемой для незрячих и слабовидящих граждан. Однако будут интересны они и обычным туристам. Они помогут иначе воспринимать атмосферу музейного комплекса и художественный мир классика.
Седьмой экспонат, «Стальной хрусталь», похожий на звучащие скульптуры, конструировавшиеся американским дизайнером XX века Гарри Бертойей, — весом оказался около 180 килограммов. По причине такой массивности его не стали демонстрировать сейчас — он сразу будет установлен во Всеволодо-Вильве с северной стороны музея.
В апреле начнется монтаж на местности и остальных.
И каждый новый экспонат будет затем сопровождаться стихами Пастернака, записанными в исполнении профессиональных артистов и энтузиастов. Для этого музей с ноября по февраль проводил конкурс аудиороликов, в котором приняли участие любители поэзии со всех концов России, СНГ и из-за рубежа.