САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

День пятый, «Мартобря 86 числа. Между днем и ночью»

Ирина Мурзак продолжает вести дневник преподавателя на удаленке «Русская литература не боится коронавируса». Мартобря 86 числа. Между днем и ночью

Международный-Пушкинский-конкурс-для-учителей-русского-языка-2020-Ирина-Мурзак
Международный-Пушкинский-конкурс-для-учителей-русского-языка-2020-Ирина-Мурзак

Текст: Елена Новоселова/РГ

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Глобальная, всеобъемлющая сеть, через которую ведется сейчас преподавание, проявила парадоксальное свойство: удаленка приближает, занятия, рассчитанные на большую аудиторию, неожиданно выстреливают в самое сердце отдельно взятого студента. И попадают: некоторые пишут философские работы вокруг актуальнейшего в эпоху коронавируса образа «энергии заблуждения» Льва Толстого. Кто б мог еще месяц назад сказать, что у поколения дзен на первый план выйдут такие качества, как личная инициатива, самоорганизация, дотошность. Поистине, большое видится на расстоянии. Или на дистанционном обучении.

Ирина Мурзак, преподаватель МГПУ и член жюри Пушкинского конкурса для зарубежных русистов, продолжает вести свой дневник «Русская литература не боится коронавируса».

«Университеты закрылись, но отрылся весь мир.

Ирина Мурзак. День пятый

Да, как писал главный герой гоголевских «Записок сумасшедшего», «Мартобря 86 числа. Между днем и ночью». Коллеги, все стерлось: границы, страницы, лица, экран компьютера и телефона. Работать в таком режиме невероятно сложно, но можно, потому что из-за карантина в образовании сложилась уникальная ситуация: индивидуализация может выйти на первое место. И вышла. Студенты, которые ходили на занятия через раз, вдруг стали выполнять творческие задания, например, по роману «Анна Каренина» Катя Петухова написала работу, в которой доказала прием «энергии заблуждения» (образ самого Л. Толстого и термин В. Шкловского) на материале сигаретного дыма и табака в романе. А как прочитали повесть «Отец Сергий»! все! Доказывали и рассуждали глубоко, подтверждая логику своих мыслей текстом. Потому что в основе этого принципа лежит их личная инициатива, самоорганизация, всё, что связано со становлением личного смысла, своей полезности, наконец.

Современная педагогика теперь вынуждена уходить от порочного принципа «Учитель лучше знает, что делать», потому что открыты все ресурсы. Студенты могут послушать лекции профессоров ГИТИСа, Вышки, МГУ и сравнить, что говорим мы в своих онлайн-лекциях, а что другие ученые. И это очень хорошо.

Наш коллега по Пушкинскому конкурсу Андрей Ястребов в срочном порядке записал несколько важных лекций по курсу «Зарубежная литература», и они доступны на YouTube. Я рекомендую студентам эти лекции, потому что уверена, чем больше точек зрения они узнают, тем больше будут знать.

Мои студенты тоже смотрят наши записи, например, в пятницу у нас Чехов-писатель, и для работы нам нужны рассказы «Шуточка» и «Ушла». Какое задание получили студенты? Сравнить два варианта рассказа «Шуточка» (газетный и подготовленный Чеховым для сборника рассказов), они есть в ППС Чехова.

А для студентов-актеров задание: объяснить образы героев в рассказе «Ушла» и прочитать его по ролям.

Так что не унываем, работаем, получаем удовольствие от русской классики».

Жанровая специфика произведения А. П. Чехова «Шуточка»

https://godliteratury.ru/?post_type=public-post&p=120167