Текст: Наталья Лебедева
Фото: Pixabay и предоставлены издательством
Критическое мышление наравне с креативностью, коммуникацией и командной работой называют одним из важнейших навыков XXI века. Если овладеть ими в совершенстве, шансы преуспеть в современном мире возрастают в разы. Но в школе, к сожалению, этому пока не учат, зато их можно освоить самостоятельно. Специально для уверенно смотрящих в будущее подростков и их родителей издательство «Альпина. Дети» выпустило серию книг, посвященных навыкам будущего или 4К.
ГодЛитературы.РФ расспросил соавтора книги «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни», философа, заведующего Лабораторий проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ Тараса Пащенко о том, почему подросткам важно развивать в себе критический взгляд на ситуации. Когда навыкам будущего начнут учить в школе? И что могут сделать родители, чтобы помочь своим детям? Естественно, мы не смогли не спросить лучшего преподавателя Вышки о том, готовы ли наши учителя к дистанционному обучению и как изменят наше образование онлайн-уроки и семинары в ZOOM.
— Когда мы говорим о навыках XXI века — критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация - не покидает ощущение, что все это уже было. Разве это не то же самое, что и логическое мышление, творческое начало, умение общаться и сотрудничать?
Тарас Пащенко: Впервые разговор о навыках XXI века начался в начале 90-х прошлого века в Америке. Стало понятно, что мир меняется, появляются новые профессии, компетентности, и в этом новом технологичном мире уже мало просто уметь читать или писать, обладать предметными знаниями.
Соответствуют ли эти навыки здравому смыслу, логике, творческому началу? Конечно. Но это с точки зрения человека, живущего в 2020 году, кажется очевидным, что нужно уметь мыслить, взаимодействовать с другими людьми, понимать, как устроена коммуникация. Здесь нет секрета или инновации. Проблема в том, что традиционное школьное образование не развивает эти навыки в достаточной степени. И речь идет не только о России. Другое дело, что в некоторых странах это осознали и начали искать решения. Так, например, появился проект ОЭСР «Будущее образования и навыков: Образование 2030», направленный как раз на то, чтобы понять, как учить школьников этим 4К или, если угодно, ключевым или гибким навыкам. Мы в Институте образования НИУ ВШЭ называем их универсальные компетентности и новая грамотность - УКНГ. И совсем скоро выпустим большой доклад, в котором подробно разбираем, что делается в национальных системах образования для формирования универсальных компетентностей школьников.
- Трудно было писать книгу, адресованную в первую очередь подросткам? Нужен ли особый язык для общения с ними?
Тарас Пащенко: Целевую аудиторию определило издательство «Альпина Дети», поэтому выбора особо не было. Мы с Никитой (Никита Непряхин - соавтор книги «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни»), возможно, не сильно разбираемся в подростках, зато кое-что пониманием в критическом мышлении и имеем значительный педагогический опыт. Я много лет работал в школах, учил ребят с 7 по 11 класс. К тому же есть отцовский опыт, многие вещи я тестировал на своих детях, проверял, интересно ли им, все ли понятно.
Если же говорить о ситуациях, на примере которых мы разбираем применение критического мышления, то они довольно типичные. С ними может столкнуться любой подросток. Нам было важно удержать внимание на том, что критическое мышление - это не то, что может когда-то понадобиться в университете или на какой-то сложной работе, а то, что нужно в жизни, здесь и сейчас.
- Книга начинается с теста, чтобы читатель мог оценить уровень своего критического мышления. Вы тестировали подобным образом своих учеников? Каковы результаты?
Тарас Пащенко: Этот тест скорее для привлечения внимания, опираясь на него, сложно сделать какие-то выводы. Но если говорить серьезно, то на дефициты критического мышления указывают и работодатели, и, как это ни удивительно, сами выпускники вузов. Это прямое следствие того, как устроено школьное и высшее образование в России.
В большинстве учебных заведений образовательные программы направлены исключительно на передачу знаний.
И очень мало внимания и времени уделяется критическому подходу к знаниям - анализу, поиску альтернативных объяснений, проверке гипотез.
- Мы уже несколько раз во время разговора возвращаемся к проблемам российского образования. А есть ли понимание, что можно и нужно изменить, и главное - есть ли на это ресурсы?
Тарас Пащенко: Довольно часто дискуссии о том, что изменить в образовании, заканчиваются тем, что нужно изменить все. Решим мы, например, использовать с детьми какие-то практики развития критического мышления. Сразу возникнет вопрос: а кто этим будет заниматься? Большинство учителей этого не умеют. Более того, для многих это может стать весьма травматичным опытом. Учителям кажется, что когда они дают ученикам возможность рассуждать, ставить под сомнение идеи - это автоматически снижает их авторитет и сильно усложняет работу. Так давайте учить учителей по-новому, скажете вы. Но для этого нужно придумывать новые программы для педвузов. А кто это будет делать? И создается ощущение какого-то замкнутого круга…
Но это не повод опускать руки. Нужно поддерживать появляющиеся инициативы и потихоньку менять существующую систему. Во многих странах уже сделали упор на развитие универсальных компетентностей и достигли значительных успехов. Мы видим это по результатам международных исследований, таких как PISA, например.
- А пока, получается, все зависит исключительно от родителей и самих подростков?
Тарас Пащенко: Мы написали эту книгу как раз для того, чтобы подростки смогли сами чему-то научиться. Но я убежден, что чем раньше начнется формирование установок критического мышления, тем лучше. Важный момент - отношения с родителями и семейные традиции. Если взрослые с детства заставляют ребенка размышлять, помогают ему задавать вопросы и смотреть на явления с разных сторон, показывают преимущества и недостатки тех или иных решений - все это формирует определенные установки. Чем раньше начнете, тем лучше. А если школа поддержит и продолжит, считайте, вам повезло.
Правда, на этом пути мы можем столкнуться с определенными национальными особенностями. Критическое мышление - это довольно идеологизированная история. Традиции критического мышления - это традиции либеральной мысли. Российское общество, напротив, довольно авторитарное, причем не только в политическом смысле. Поэтому мы не можем просто так взять практики западного либерального образования и сказать: теперь давайте учить так. Здесь нужен более гибкий и сложный подход.
- Дадите несколько советов родителям, с чего стоит начать?
Тарас Пащенко: Не скажу ничего нового. Прежде всего, нужно относиться к ребенку, как к человеку, а не как к недочеловеку. Это важная установка, которой многие пренебрегают.
Хотите, чтобы ребенок что-то сделал, будьте готовы объяснить, зачем ему это нужно.
Постарайтесь исключить ситуации безосновательных требований. И сдерживайте себя, когда в ответ на просьбу пойти помыть руки получаете: «А зачем?» Ребенок часто спрашивает не потому, что хочет позлить родителей или продемонстрировать свое я, а потому, что ему действительно интересно. Не жалейте времени на то, чтобы объяснить, почему выбран тот или иной путь. Это не всегда просто, но очень важно.
И еще один совет - не бойтесь разговаривать с детьми на сложные, дискуссионные темы. Только обсуждая их, мы сможем сформировать недогматичное мышление, то есть готовность человека воспринимать разные точки зрения и высказывать обоснованные оценочные суждения.
Ну а дальше - читайте нашу книгу. Там описаны все наиболее частые явления. Например, что такое стереотипы, как они влияют на принимаемые нами решения и что можно сделать, чтобы они влияли меньше.
- Сейчас почти весь мир на карантине. А вы со своими студентами уже перешли на онлайн-обучение?
Тарас Пащенко: Да, в Вышке все перешли на дистанционное обучение.
- Как вы думаете, наша система образования готова принять этот вызов? Справимся с онлайн-уроками и лекциями в ZOOM?
Тарас Пащенко: Мне кажется, если и есть сегодня какие-то препятствия, то они в основном технические - проблемы с интернетом, нехватка компьютеров и гаджетов. А если говорить про методическую составляющую, то сегодня уже есть вполне успешные практики онлайн-обучения, которые начинают транслироваться по всей стране. Так что с этим вызовом российское образование точно справится. Более того, это будет способствовать развитию образования. Значительная часть педагогического сообщества, которая раньше в силу разных и вполне объективных причин не спешила осваивать новые инструменты, сегодня уже не имеет выбора. И я уверен, что они неплохо справляются.