САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

О войне на языке инстаграма

Русист из Казахстана: «Выкладываю в сториз инстаграма и других соцсетях историю своего деда-ветерана»

Пушкинский-конкурс-Автограф-Победы-к-75-летию-Победы
Пушкинский-конкурс-Автограф-Победы-к-75-летию-Победы

Текст: Елена Кухтенкова/РГ

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

«Школьникам, как и солдатам, бесполезно говорить красивые слова о войне, их, как и бойцов, надо мотивировать», - пишет в своем эссе «Автограф Победы. О войне и мире на уроках русского языка» на Международный конкурс «РГ» русист из Алматы Айгуль Амитова.

«Наши


дети обязаны знать, что во время Второй мировой войны 15 союзных республик плечом к плечу воевали на передовой.


Советский солдат защищал священные границы своей Родины и был освободителем стран Европы от порабощения», - считает Айгуль. Но в реальности, по ее словам, казахстанские подростки не интересуются темой войны, хотя в ней приняло участие более пятой части населения Казахстана. И знания школьников об этих кровопролитных годах оставляют желать лучшего. Тем не менее, у учителя есть подход к тем, кому война и память о ней почти безразличны.

Недавно педагог опубликовала в «ВКонтакте» историю своего деда-ветерана, который участвовал в освобождении от нацистов Польши и Чехословакии. Использование соцсетей, считает учитель, особенно важно, потому что тинейджеры большую часть своего времени проводят именно там. «Выкладываю фото и видео наших поездок в Москву и Санкт-Петербург в сториз инстаграма, дублируя их в статус вотсап, количество просмотров и реакций зашкаливает!» - пишет русист.

В своем эссе Айгуль задается вопросом: как донести до детей, что сохранять память о Великой Отечественной войне - наш общий долг? Что не так с нашим поколением Z? Ведь пустые, "стерильные" вопросы их не мотивируют, сложные, не связанные с их опытом, отбивают у подростков желание учиться...

Изучая с учениками повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе», Айгуль открыла для себя простую истину:


школьникам, как и солдатам, бесполезно говорить красивые слова, их, как и бойцов, надо мотивировать.


«Удалось же главному герою затронуть струны души и донести до каждого солдата, что такое Родина и почему её надо защищать, - размышляет Айгуль. - И я поняла, почему целый месяц у меня не получалось наладить дисциплину и заинтересовать предметом каждого ребёнка. Я была в позиции Дордия, который лишь говорил красивые слова: "Родина требует. Вы обязаны защищать священные границы нашей общей Родины. Умрём, но не сдадимся... Но бойцы сидели понурив голову..." Им нужны были объяснения и действия, акцент на семью и близких. Как только я стала вести себя, как герой Момышулы ("Что такое Родина? У тебя есть семья, дети, дом? Ты жить хочешь? И тогда у бойцов загорелись глаза, они воспряли духом…") и задала группам дифференцированные задания, мои подопечные оживились, стали предлагать свои идеи».

Айгуль Амитова говорит со своими учениками на современном им языке. И в заданиях задействует привычный школьникам XXI века инструмент. Они провели исследовательскую работу на тему "Война в моей семье", используя сайты "Подвиг народа" и «Память народа". Готовят презентацию в программе «h5p.org» о ветеране войны или о тружениках тыла. Пишут письмо Солдату Победы.

В ходе школьных изысканий обнаружилось, что в Алматы живут внучки легендарного генерала Панфилова - Алуа и Айгуль Байкадамовы. Алуа заведует музеем Боевой Славы, где бережно хранятся семейные реликвии...