Текст: Александр Чанцев
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Обложка взята с сайта издательства
Whitneу Scharer. The Age of Light. — UK: Picador, 2019. 376 c.
Биография Ли Миллер, главной героини бестселлера «Эпоха света» Уитни Шарер, действительно просится на страницы книг и экраны. Фотограф, она умудрилась прославиться еще много чем.
В предыстории, как часто бывает, мрачно – дальний родственник изнасиловал ее в 7 лет, заразив гонореей (мать лечила, брезгливо дезинфицируя потом все вокруг, потом всю жизнь ревновала к ее красоте), отец, фотограф-любитель, любил снимать ее и ее подруг полуобнаженными.
Ли стала моделью Vogue и других изданий. Не обошлось без скандала и тут – без ее (вроде бы) согласия фотографии Ли использовали в первой рекламе прокладок, разразился скандал.
Но все перевернула поездка в Париж, Мекку американских творцов и тусовщиков того времени. Собственно, она и имела все шансы стать такой красавицей при великих художественного мира сего, вроде Нико, Аниты Палленберг, Эди Седжвик, Генриетты Мораес и прочих героинь «Фабрики» и лондонских клубов, только в Париже. Тусовки с Тристаном Тцарой, дружба с Пикассо, съемки в фильме Кокто «Кровь поэта» (в роли статуи), роман с Энтони Карузо… Если бы не встреча с Маном Рэем и завидная целеустремленность Ли. Оным и посвящена книга.
Впрочем, в череде подглавок этакими вспышками света немного даны и прочие достижения Ли. Перестав быть моделью, став, сделав себя фотографом накануне и во время войны, она выбирала – будто бы для будущих культурологических работ на актуальную тематику в духе gender studies – своеобразные темы. Например, женщин в военной форме, женщин в тылу, работающих на фронт. Куда потом, преодолев различные препоны, отправилась и Ли – в форме фотокорреспондента. Ее самые известные кадры тоже весьма радикального, пограничного свойства – высадка союзников, вилла Гитлера, первое применение американцами напалма и освобожденный Дахау. В концлагере, как сказано в книге, она снимала, пряча за фотоаппаратом слезы или закрытые глаза.
Дальнейшие годы Ли Миллер не попали в кадр «Эпохи света», а жаль, скучать ни себе, ни другим она никогда не давала. Страдая посттравматическим синдромом, Ли начала пить (впрочем, «сухой закон» она отнюдь не соблюдала и в тусовке дадаистов-сюрреалистов) и выскочила замуж за богатого египтянина. Там в пустынях – интересно, что и Лени Рифеншталь в то время снимала Африку – Ли сняла едва ли не лучшие свои кадры, например, «Портрет космоса». Из Египта она скоро сбежала и осела с новым мужем в Сассексе, куда активно приезжали погостить ее старые парижские дружки Пикассо, Ман Рэй, Генри Мур, Жан Дюбюффе, Доротея Таннинг, Макс Эрнст и др.
В начале 50-х кто-то извлек из закромов новый скандал с ее участием – британская контрразведка MI5 долго пыталась обвинить ее в шпионаже в пользу СССР.
Безрезультатно – ждем открытия архивов и материалов для будущих книг и фильмов о Ли Миллер.
Закончила свою жизнь она более или менее благопристойно: еще до всеобщего помешательства на кулинарных шоу увлеклась кухней народов мира, собрала уйму рецептов, закатывала настоящие пиры.
К сожалению, книга Уитни Шарер центрирована в основном вокруг парижского периода Ли. Оно и понятно, фактуры больше – запутанная любовная история с Маном Рэем, его эротические предпочтения, скандальные вернисажи с Дали, такой смешной Кокто, оргии алкогольные, наркотические, сексуальные и какие только не.
Против этих страниц никто не возражает, конечно, но
Шарер уж точно пишет так, чтобы все феминистские издания тотчас дали ей самые первые призы,
включили в канон фем-литературы. Да, многие кадры Мана Рэя того периода подписаны двумя именами, имела она прямое отношение и к открытию его техники соляризации, но почитать Шарер, так ни Кокто ни одного кадра без Ли не снял, ни вообще сюрреализма во Франции не состоялось бы. Она – стоит за всеми достижениями. И она – уже тогда – полная икона, идеал независимой состоявшейся женщины в неравной борьбе с этими мужскими деспотическими недоразуменями. Ли в «Эпохе света» сама затаскивает всех своих любовников в постель, активно воспитывает Мана Рэя, реализует модель self-made women (отпустит ли тебя Ман Рэй ко мне на съемки, переживает Кокто – так я и не докладываю ему, куда я хожу, гордо ответствует Ли!).
Очень возможно, что такой Ли Миллер и была в действительности. Но если уж феминизм предлагает отказаться от гнета всех гендерных стереотипов, зачем тогда выстраивать повествование в полном соответствии с не самыми, мягко говоря, блестящими канонами женского романа? Ладно, бог с ними, с детальными описаниями каждого туалета Ли и меню всех обедов. Но все эти «Ман Рэй робко подошел… Взял за руки, обнял, посмотрел в глаза… Он не мог оторваться от нее ни на миг…»
Право, сама Ли Миллер заслуживает лучшей компоновки кадров.