САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Сама природа оплакивает в этот день всех павших»

Парад Победы 1945 года под необычным углом зрения

воспоминания семей маршалов Победы
воспоминания семей маршалов Победы

Текст: Ариадна Рокоссовская

Фото из семейного архива Ариадны Рокоссовской/РИА Новости

К 9 часам утра 24 июня 1945 года войска заняли свои места. Во главе сводных колонн во всем блеске славы стояли командующие фронтов Великой Отечественной. Маршал Константин Рокоссовский с адъютантом на вороных конях выехали из Боровицких ворот Кремля и остановились на обозначенном заранее месте на Красной площади для движения навстречу принимающему парад маршалу Жукову. С десятым ударом Кремлевских курантов из Спасских ворот выехали на белых конях Георгий Жуков с адъютантом. С трибун на Красной площади на них смотрели любящие глаза жен, детей и возлюбленных. О том, как этот торжественный миг вспоминали в семьях маршалов Победы, они рассказали в интервью «Российской газете», которые вошли в книгу «Утро после Победы» Ариадны Рокоссовской – правнучки Константина Рокоссовского.

Жуков с семьей

Эра Жукова, дочь маршала Г.К. Жукова: «В первых числах мая папа позвонил нам и каждого по очереди поздравил с Победой. А домой он приехал за несколько дней до Парада. Уже было известно, что он будет принимать Парад. Особенно тренироваться ему было не нужно - он ведь был кавалеристом, в юности принимал участие в конно-спортивных состязаниях. Переезжая с места на место, мы перевозили его призы - кубки, изваяния лошадей, которых было очень много. Навыков папа не потерял, но пару раз все-таки ездил в манеж. Это было большое событие - и в его жизни, и в жизни нашей семьи. К папиному приезду уже был готов парадный мундир. Он висел на спинке стула, отутюженный, начищенный. Ордена сияли, но мы с сестрой все равно ходили вокруг и то и дело протирали их мягкой тряпочкой - очень уж хотелось поучаствовать в подготовке. Папа несколько раз репетировал свою речь: сначала вполголоса, как бы про себя, потом посадил всех нас, и мы слушали. Спрашивал: "Ну как?" Мы аплодировали. Ну а в день Парада мы заранее пришли на трибуну. Настроение было приподнятое, и мы не замечали того, что идет дождь. И вот из Спасской башни Кремля 24 июня 1945 года на Красную площадь выехал на прекрасном белом коне по кличке Кумир наш папа. Выглядел он, по-моему, великолепно и очень торжественно. Это был его звездный час. Было ему тогда 48 лет».

Баграмян,_Рокоссовский,_Соколовский_и_Василевский_на_трибуне_мавзолея

Карина Наджарова, внучка маршала И.Х. Баграмяна: "Каждый из десяти существовавших к концу войны фронтов должен был сформировать один сводный полк, в который нужно было отобрать самых заслуженных бойцов и командиров фронта. Деду же нужно было подготовить два полка - сводный полк его 1-го Прибалтийского фронта и 3-го Белорусского, поскольку в конце войны дед одновременно выполнял обязанности заместителя командующего войсками 3-го Белорусского фронта. Сам командующий маршал Василевский был занят подготовкой военных действий на Дальнем Востоке. Все это нужно было успеть сделать до 10 июня. В этот день полки должны были прибыть в Москву, где каждый участник парада получал обмундирование. Дед срочно выехал в штаб 3-го Белорусского фронта. Полки были составлены и 9 июня выехали из Восточной Пруссии вместе с захваченными в боях фашистскими знаменами. Только после этого дедушка и сам начал готовиться к параду. Парадное обмундирование для командующих шилось по индивидуальному заказу, требовались шашки и шпоры. Со шпорами дед по кавалерийской привычке не расставался и на фронте, где ему часто приходилось ездить на коне, потому что на некоторые участки фронта было сложно добраться на машине.


Шашка у деда тоже была своя - фронтовая, но на параде он собирался блеснуть дорогой дамасской саблей, которую во время войны получил в подарок от армянского народа. К сожалению, не удалось.


Маршал_Советского_Союза_К.К._Рокоссовский_командует_парадом

Для достижения единообразия всем командующим выдали одинаковые златоустовские клинки. На парад дедушка уехал заранее, а мама с бабушкой пришли на гостевую трибуну к началу. Они рассказывали, что, несмотря на плохую погоду, настроение было праздничным. И хотя шел сильный дождь, Красная площадь была запружена людьми. А главным впечатлением деда, по его рассказам, была гордость за своих воинов. Когда его полк шел по Красной площади, он почувствовал, что исполнил долг перед Родиной. Он запомнил все, что было на параде, буквально по минутам».

Константин Рокоссовский, внук К.К. Рокоссовского: «По словам мамы, во время парада шел дождь, но дед не стал укрываться под навесом, а оставался с войсками. Парадный мундир промок насквозь, и дома он не мог его снять. Пришлось разрезать по швам. А когда я был мальчишкой, как-то попросил деда, собиравшегося на очередной парад, примерить его мундир. Он улыбнулся и накинул его мне на плечи. Колени подогнулись под тяжестью орденов».

Маршал_А._И._Ерёменко_на_белом_коне

Нина Еременко, вдова маршала А.И. Еременко: «Когда был Парад Победы, на Красную площадь мы приехали вместе. Я была в новом чешском костюме. Андрей Иванович поздоровался со сводным полком своего 4-го Украинского фронта и через всю Красную площадь повел меня за руку на трибуну "А". Все, конечно, обратили на это внимание. Оставляя меня на трибуне, он сказал: "Стой здесь, когда парад закончится, я за тобой приду". К концу парада пошел дождь, а у меня ни плаща, ни зонта, чешский костюм намок и начал съеживаться. Парад закончился, а за мной никто не приходит. Я стою под дождем и жду, костюм становится все меньше. Слава богу, встретила начальника политуправления фронта, он отвез меня в гостиницу. Потом выяснилось, что всех командующих Сталин пригласил к себе. А костюм тот пришлось выбросить».

Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский принимает военный парад в честь 20-й годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне

Наталья Малиновская, дочь маршала Р.Я. Малиновского: «О параде мне рассказывала мама. Разгрузились эшелоны, Военный Совет фронта и сотрудников секретариата разместили в гостинице "Москва". Полным ходом шла подготовка к параду, но по всему чувствовалось - и к чему-то еще. Слишком озабочен был папа, слишком поздно возвращался, и не с репетиций парада, а из Генштаба, слишком был молчалив и погружен во что-то свое. Потом был парад, на котором все вымокли до нитки под проливным дождем. После парада - торжественный прием в Кремле, вечером - салют.


После этого, уже в гостиничном номере, еще долго сидели все вместе - папа, его офицеры для особых поручений, мама - вспоминали, шутили, молчали. Но главное, что в тот вечер мама узнала, - что война для них не закончилась.


Они снова должны были ехать на фронт – Забайкальский».

Маршал Советского Союза Л. А. Говоров готовится принимать парад войск Московского гарнизона на Красной площади

Алексей Говоров, внук маршала Л.А. Говорова: «Бабушка вспоминала, как провожала деда на Парад. Красивая форма, блестящие ордена и, конечно же, выделявшийся своей красотой орден Победы... Мундир был настолько тяжел, что его трудно было даже поднять. Сама она стояла на трибуне среди зрителей. Она вспоминала, что был проливной дождь, такой, какого она не помнила в своей жизни. И ей подумалось, что сама природа оплакивает в этот день всех павших в той войне».

Маршал Советского Союза дважды Герой Советского Союза Иван Степанович Конев.

Наталия Конева, дочь маршала И.С. Конева: «К Параду всем полководцам, которые должны были идти по Красной площади, сшили сапоги. Это были очень красивые сапоги из какой-то необыкновенной кожи, блестящие, узкие, к ним должны были быть прикреплены шпоры. Были такие и у отца. А мой брат Гелий решил поехать со своей будущей женой послушать пение соловьев в зарослях цветущей черемухи. Но у него не было подходящей обуви, и он взял эти самые сапоги. Понятно, что после прогулки по черемуховому лесу это уже была не та обувь, в которой можно было идти по Красной площади. Отец был в ярости, потому что перед самым Парадом ему пришлось шить вторую пару. А свидание было успешным, красавица не смогла устоять перед Гелием в парадных сапогах, и вскоре они поженились».