Текст: Наталья Лебедева
Фото: tiktok.com
Любовь Гараз более 35 лет преподает русский язык и литературу и верит в то, что грамотно писать и говорить на родном языке может каждый. Чтобы достучаться до подрастающего поколения, которого не страшит ничего, кроме низкого балла на ЕГЭ, Любовь Дмитриевна решила в буквальном смысле начать говорить с ним на одном языке и запустила свой канал garazlubov_ege в популярной у подростков соцсети TikTok. Преобразившись из строгой «училки» в гадалку, каратиста или репера, она рассказывает о самых коварных правилах русского языка. Получается смешно и увлекательно, а главное - такое правило усваивается с первого раза и запоминается навсегда. О том, как она решилась на столь неординарный шаг и к каким неожиданным последствиям привела слава в TikTok (а у нее уже почти 70 тысяч подписчиков), Любовь Гараз рассказала порталу ГодЛитературы.РФ.
Любовь Дмитриевна, почему TikTok?
Любовь Гараз: Подростки - бунтари, им нужно пространство, где они будут свободны в своих действиях. Они нашли его в TikTok. А вот чем будет наполнено это информационное пространство - вопрос интересный. Мысль Толстого о том, что хорошим людям тоже нужно объединяться, всегда была мне по душе. И я решила попробовать, тем более что в запасе много разных интересных находок по объяснению сложного материала. Учитель не должен быть занудой - вот мое кредо. На уроках всегда старалась объяснять, интригуя и захватывая ребят. Правда, потом выслушивала от коллег, что дети слишком взволнованы после моих уроков: плачут после знакомства с рассказом Тургенева «Муму», искренне спорят о творчестве Маяковского, шумно обсуждают, можно ли пожалеть Печорина. Примерно так же и после уроков русского языка. Главное - показать детям, насколько интересен процесс освоения знаний. Когда они полюбят предмет, сами начнут искать и осваивать информацию, любые вершины покорят. И я оказалась права - простой хештег #русский язык оказался популярным. Периодически встречаю в отзывах удивление ребят и взрослых: «Я вообще-то пришел сюда деградировать, а тут такое!» Вы тоже все ещё думаете, что в TikTok можно только деградировать?
Кто помогает вам придумывать сценарии и снимать видеоролики?
Любовь Гараз: Ролики придумываем дружной командой: мой старший сын Иван, его девушка Алина и младший сын Митя, он у нас специалист по музыке. А ещё он переводит нам слова и фразы молодежного сленга. В комментарии пишут «кринж», а что это? Похвалили или отругали? Вот и спрашиваем у «младшего научного сотрудника». Алина когда-то работала в школе педагогом-организатором, Иван занимался в школьном драмкружке, участвовал в «Студенческой весне», так что команда у нас веселая и дружная. Это они придумывают новые образы, а я подбираю материал и сочиняю стихи. Соцсети требуют определенного формата, поэтому после первых не очень удачных длинных роликов мы сократили хронометраж и усилили эмоциональную подачу. Все это стоит огромного труда и напряжения, и, к сожалению, ролики выходят не так часто, как хотели бы наши зрители.
Как ученики и коллеги отнеслись к этой затее? Наверное, ребята еще больше вас зауважали?
Любовь Гараз: Ученики отнеслись с юмором, а когда увидели, что за два месяца количество подписчиков возросло до 60 тысяч, зауважали. Даже родители стали уважительнее относиться. А вот коллеги до сих пор не все знают о моей деятельности в TikTok. Боюсь, не все это одобрят, посчитают чудачеством.
Заметили ли уже первые результаты? Действительно ли так лучше доходит и запоминается?
Любовь Гараз: Результаты заметила почти сразу. Если кто-то из учеников подзабывал правило, говорила: об этом я сняла видео, посмотри TikTok. А потом они возвращались и благодарили: «Спасибо! Запомнил за 15 секунд». Быстрый стойкий результат - так работает ассоциативная память. Перед экзаменом это особенно необходимо. Конечно, все правила я им так не расскажу, только самый сложные.
О грамотности, а точнее безграмотности современных школьников не говорит сегодня только ленивый - винят программы, учебники, ЕГЭ...
Любовь Гараз: Сейчас удивительное время: источников информации предостаточно, надо лишь научиться с ними работать. А вот с этим у современных школьников проблема. И знаете, часто им просто лень заниматься. Но ведь и мы в юности не были идеальными. Что же нас спасало? Мы слышали грамотную речь по радио и ТB, писали друг другу письма - и это серьезно влияло на нашу грамотность и владение речью. Сейчас дети, готовясь к ЕГЭ, достаточно серьезно осваивают нормы литературной речи, но... они спрашивают: «А кто так говорит? А где так пишут?». И слабо верят нашим объяснениям, потому что те же СМИ зачастую пренебрегают правилами русского языка.
Но знаете, что меня больше всего удивило - в TikTok мои ролики смотрят не только подростки, но и взрослые, а потом благодарят за то, что я показываю, как надо правильно говорить или писать.
Вечный вопрос - что делать? Можете дать несколько советов школьникам и их родителям?
Любовь Гараз: Родителям могу посоветовать развивать у ребёнка концентрацию и внимание, тогда грамотность станет естественной. Посоветуйте школьнику почаще заглядывать в правила, но не заучивать их, а именно использовать, когда что-то пишешь. В каждом доме обязательно должен быть словарь. С этого начинается уважение к грамотной речи. А еще очень важен собственный пример. Я сама мама троих детей и знаю, какое это непростое, тонкое и кропотливое дело. Но процесс освоения грамотности удивителен! Сама каждый раз радуюсь как ребенок, когда мой ученик начинает писать грамотно и сам получает от этого удовольствие.