Текст: ГодЛитературы.РФ
Фото: Yaël Brandeis, предоставлено В. Панюта
Андрей Рубанов
"Мы несколько раз спорили с женой: я отстаивал позицию, что Высоцкий, возможно, был от природы актёр, то есть - бесполый внутри человек, гениально изображавший сильного мужчину.
А жена утверждала, что, наоборот, он был поэт или певец, притворявшийся актёром.
И поэтому карьера актёра Высоцкого в советском кино не сложилась: песни для него были важнее, а в актёрском мире, полном интриг, обид, истерик и несправедливости, он чувствовал себя чужим.
Он сыграл в кино больше 20 ролей, - но ни одной главной.
Высоцкий легко мог бы стать звездой большого экрана, советским Бельмондо или советским Чарльзом Бронсоном. Последнего, кстати, он уважал и пытался с ним познакомиться, неудачно.
Советское кино могло бы сделать десяток боевиков с Высоцким. Вот он в шляпе, вот он с револьвером, вот он шутит с девушкой.
Он прекрасно смотрелся в кадре с оружием: далеко не все актёры-мужчины способны на это.
Но нет. Только яркие эпизоды, только роли второго плана. «Хозяин тайги», «Служили два товарища», «Короткие встречи».
Да, он был женат на французской актрисе, Марина возила его по миру, он был везде, от США до Таити. Его нельзя было держать на коротком поводке. Разумеется, кинематографическое начальство считало, что однажды Высоцкий просто не вернётся в СССР. Сбежит на Запад, как сбежали Барышников, Нуреев и Галич. Зачем давать главные роли артисту, который вот-вот уедет? Ну по нему же видно, что уедет! Выучил французский, записывается в Париже!
В итоге его актёрские работы вырезáли из уже отснятого материала, заказывали ему песни - и не ставили в фильмы.
По иронии судьбы великий актёр свою главную и лучшую роль сыграл не в кинофильме, предназначенном для большого экрана, - а в телевизионном фильме, в сериале. И там умный режиссёр Говорухин использовал весь широчайший диапазон Высоцкого: там он и стреляет, и допросы ведёт, и женщин обольщает, и о «супчике с потрошками» мечтает.
Жаль, не поставили рукопашный бой с его участием, а могли бы.
Помню историю, описанную в одной из биографий Высоцкого: Марина одевала Володю как французского шансонье, и однажды он пришёл гости к Алле Демидовой на высоких каблуках и в кепке с бомбоном. Алла посмотрела и сказала: «Володя, сними это и больше в таком виде ко мне не приходи».Источник: фейсбук Андрея Рубанова
Арсений Замостьянов
В олимпийский год фирма «Мелодия» готовила к выпуску долгожданный диск-гигант Высоцкого. Он вышел огромным тиражом уже после смерти поэта. Посмертно ему присудили и приз кинофестиваля — за Жеглова, а в 1987 году — и Государственную премию. Но дело не в почестях. Высоцкого по-прежнему слушали и читали миллионы. Слава его не шла на убыль. Сотни его строк стали крылатыми. Мы и сегодня в известной степени говорим языком Высоцкого. И это уже у нас «не отнять, как не вычерпать моря». Вот, например, в условиях коронавируса — как не процитировать:Раздали маски кроликов,
Слонов и алкоголиков,
Назначили всё это в зоосаде.
Между прочим, филигранно смешная песня. Написана в 1963 году, но там невзначай упомянута Марина Влади — далёкая французская кинозвезда. Через несколько лет она станет его женой. А потом — коронавирус с масками, всемирный зоосад… Всё-таки таинственным он был человеком, этот Гамлет с гитарой. На все случаи жизни у него есть реприза, строчка, рифма. И так будет продолжаться долго.
Источник: фейсбук Арсения Замостьянова
Дмитрий Быков
"Достоинства песен Высоцкого - внятная и сильная фабула, прямота высказывания (у блатных песен, по собственному признанию, он учился именно этой прямоте - «чтобы сразу входило не только в уши, но и в души»), энергичный и точный язык, масштабность метафор, внезапность и ударность концовок, почти неизменно точный выбор кульминации (она обязательно есть в песне - тот интонационный взлет, ради которого все и рассказывается) плюс, конечно, исполнение, ценность которого не в надрыве, крике, хрипоте, а в прекрасном мощном голосе неповторимого тембра, в замечательном владении инструментом, в способности выкладываться на самом проходном концерте и в любой аудитории, официальной или домашней. Прибавьте артистизм, естественный для профессионала, воспитанного в Школе-студии МХАТ, на курсе Массальского, который считал его одним из самых упорных и одаренных своих студентов: Высоцкий прошел отличную школу и героев своих умел очертить не только одной фразой, но и одной интонацией. В таких песнях, как «Тот, который не стрелял» или «Баллада о брошенном корабле», актерское исполнение - неотъемлемая составляющая общего успеха: каждая песня Высоцкого - выверенная психологическая миниатюра».
Читать полностью: фейсбук Дмитрия Быкова
[gallery size="full" ids="127318,127314,127316,127319,127315,127317"]