САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Платонов, Либеров и «Сокровенный человек»

Новый фильм Ромы Либерова — кинематографический памятник Андрею Платонову. Корреспондент «Года Литературы» пообщалась с режиссером

Фото из личного архива Ромы Либерова
Фото из личного архива Ромы Либерова

Текст: Светлана Мазурова

5 ноября в ограниченный прокат выходит новый фильм Ромы Либерова «Сокровенный человек», - памяти писателя Андрея Платонова, классика русской литературы XX века, автора «Котлована» и «Чевенгура», «Реки Потудань» и «Ювенильного моря». «ГодЛитературы.РФ» задал вопросы режиссеру.

75 минут длится фильм. Документальные и игровые кадры, где узнаем современных актеров – Анатолия Белого, Тимофея Трибунцева, Кирилла Пирогова, анимация, теневые сцены, компьютерная графика. Это не биографическое кино. Фильм о советской действительности. В основе - произведения писателя, его письма, записные книжки. С биографией героя автор, по его словам, работал «по касательной». История в семи днях – с 1917 года по 1951-й.

Андрей Платонов прожил недолгую и нелегкую жизнь: 1899- 1951. Родился в Ямской слободе, под Воронежем. Рос в бедной рабочей многодетной семье. Работал с ранних лет – помощником машиниста, литейщиком на заводе. Занимался мелиорацией. Инженер, изобретатель. Журналист, военный корреспондент, участник Гражданской войны, а затем и Великой Отечественной.

Тяжелое время было уготовано ему. Голод, войны, репрессии, арест 15-летнего сына и его смерть в 20-летнем возрасте от чахотки.

Безденежье. Депрессия: «Не хочется жить. Трудно жить под Сталиным и Фадеевым», «Единственный выход – смерть». Не печатают, исключают: «Тов. Платонова исключить из кандидатов РКП как шаткого и неустойчивого элемента, недисциплинированного члена РКП, манкирующего всякими партийными обязанностями, несмотря на свое развитие, сознательно уклоняется». Время, когда многих называют «врагом народа», агентом иностранной разведки, участником террористической группы, обвиняют в шпионаже, подрывной антисоветской работе, вредительской, диверсионной.

В последний год жизни пишет пьесу «Ноев ковчег». Убийственный отзыв одного из рецензентов журнала «Новый мир»: «Диалоги бессвязны, алогичны, дики, поступки героев невероятны. То, что говорится в пьесе о товарище Сталине, — кощунственно, нелепо и оскорбительно. Никакой речи о возможности печатать пьесу не может быть».

И смерть от туберкулеза, неизлечимой в те годы болезни, в 51 год…

В финале видим листок, где напечатан список произведений писателя с датами: впервые издано на родине в 1968 году, в 1980-е, 1990-е годы…

«ГодЛитературы.РФ» задал вопросы режиссеру.

Ваш предыдущий фильм «Сохрани мою речь навсегда (памяти Осипа Мандельштама)» вышел в 2015 году. И вы сразу приступили к работе над следующим – о Платонове. Так долго создавали – пять лет? Колоссальный труд!

Рома Либеров: Мы действительно работали долго, трудно и радостно – но долгая, трудная и радостная работа не являются гарантией удачи, попадания, ценности результата.

После чего зародился замысел такого фильма? Подтолкнули чьи-то мемуары или какое-то произведение Платонова, его письма?

Рома Либеров: Замысел возник после окрепшей любви к произведениям Платонова, тесного знакомства с ними и его судьбой. Это долгий процесс, замысел ведь не возникает ежемоментно – я приступаю к работе тогда, когда от нее не отвертеться.

Взаимоотношения человека и власти - главное, что вам было интересно?

Рома Либеров: Нет, мне интересна модель проживания жизни одаренным интеллигентом в несвободной стране.

«Сокровенный человек» - название повести Платонова о простом человеке Фоме Пухове. Так вы назвали свой фильм. Это слово – «сокровенный» - любил Платонов. Для вас он задушевный, сердечный человек?

Рома Либеров: Скорее – человек сам по себе, человек внутренний, без дополнительных наслоений: идей, взглядов, регалий, прочего. Просто – человек.

Где проходили съемки?

Рома Либеров: В разных местах. Скажем, одна сцена снималась в Ярославской области, другая – на границе Московской, третья – в Ленинских горках и так далее. Остальное – павильоны, кукольный театр. Наконец, несколько пейзажных кадров мы сняли во время экспедиций в Воронежскую область, а один эпизод – в Москве.

Актеры в кадре и за кадром, в массовых сценах. А также озвучивающие. Чей голос считаете находкой для фильма?

Рома Либеров: Артистов, задействованных в кадре и за кадром – почти одинаковое количество. Каждый – собственный образ, каждый мне дорог, и выделить в этой россыпи ценностей я никого не могу.

В создании фильма вам помогали кукольники. Чьих рук эта работа?

Рома Либеров: По доброй и дорогой традиции мы работаем с авторским театром «Кукольный формат» (КУКФО) из Санкт-Петербурга.

Трудоемкая работа, ручная – теневой театр. Кто этим занимался?

Рома Либеров: Мы занимались сценами все вместе, буквально все – художники, ассистенты, артисты театра, оператор-постановщик и даже я, несмотря на общую кривизну рук.

ДОСЬЕ

Рома Либеров родился в 1980 году. Окончил ВГИК  по специальности «режиссер неигрового кино» (мастерская Тенгиза Семенова). Автор (сценарист, режиссер, продюсер) цикла документально-анимационных фильмов, посвященных поэтам и писателям прошлого столетия: «Юрий Олеша по кличке «Писатель», «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем», «Один день Жоры Владимова», «Написано Сергеем Довлатовым», «ИЛЬФИПЕТРОВ», «Сохрани мою речь навсегда (памяти Осипа Мандельштама)», «Сокровенный человек (по мотивам произведений и биографии Андрея Платонова)».