САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Чудеса в решете

Думаете, чудес не существует? Герои трех новых детских книг от Анны Дэй, Лизы Томпсон и Анны Вольтц с вами не согласятся

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложки взяты с сайтов издательств
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложки взяты с сайтов издательств


Текст: Ольга Разумихина

Лиза Томпсон. «Стёртый»

Пер. с англ. Анны Тихоновой. — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2020

Двенадцатилетний Максвелл Беккет — стихийное бедствие. От его поведения страдают и родители (которые и так постоянно ссорятся, но когда сынишка выкидывает очередной номер, скандал не умолкает до самой ночи), и учителя, объявляющие горе-подопечному один выговор за другим, и одноклассники, и даже его лучший друг Чарли. Только три живых существа принимают парнишку таким, какой он есть: старшая сестра Бекс, сосед Рэг и пёс — хулиганистый и нечистоплотный бигль по кличке Монстр. Но Бекс, в общем-то, некогда обращать внимания на чудачества братца, ведь она целыми днями штудирует историю Месопотамии и делает доклады «для души», Рэг — одинокий старик, который страдает склерозом и каждый раз знакомится с Максвеллом заново. Ну а Монстр… сами понимаете.

Максвелл то выбрасывает в мусорную корзину тетради одноклассников, то включает пожарную сигнализацию, то распространяет глупые слухи про лучшего друга. Он, в общем-то, понимает, что поступает неправильно, — однако ничего не может с собой поделать. Но однажды, превзойдя самого себя в масштабах разрушений, Максвелл вдруг понимает, что ещё одного шанса ему не дадут, и впадает в отчаяние. Парнишка думает, что лучше бы ему никогда не рождаться, — и попадает в мир-без-самого-себя: как гласит старая мудрость, желания нужно формулировать осторожно. В этом мире подросток понимает, что, в общем-то, был не таким уж плохим: без его вмешательства жизнь многих людей (и одного животного) пошла наперекосяк. Но как, познав эту неочевидную истину, вернуться домой?

Роман получил неоднозначные отзывы критиков: кто-то посчитал, что рассматривать столько «взрослых» проблем в книге с рейтингом «12+» неуместно. Действительно, Лиза Томпсон рассуждает и о том, каково подросткам жить с родителями, которые находятся на грани развода, и о детской преступности, и о профессиональном выгорании. Но разве хорошая литература должна только развлекать? Тем более что написан «Стёртый» легко и увлекательно, и серьёзные размышления не утомляют читателя — за счёт доброго юмора.

Анна Дэй. «Фандом 2.0»

Пер. с англ. Веры Гордиенко. — М.: «Издательство Робинс», 2020

Ещё одна книга, где главные герои оказываются в альтернативной реальности, — это роман начинающей писательницы Анны Дэй, продолжение её дебютного опуса, который называется, как это ни удивительно, просто «Фандом». Первая книга посвящена приключениям семнадцатилетней Виолы, трусишки и скромницы, а также её подруг — неописуемой красавицы Элис и заучки Кейти. Виола и Элис фанатеют от антиутопии «Танец повешенных»: на страницах этого вымышленного произведения люди поделились на «гемов», то есть генетически модифицированных, и «дефов» — дефектных. Но гемы мало того что заграбастали лучшие территории вокруг Лондона, а город превратили в помойку, так ещё и додумались устраивать показательные казни дефов. Последние терпели-терпели — и затеяли революцию. Ситуация осложнилась тем, что к людям «второго сорта» примкнул влюблённый в девушку-дефа генетически модифицированный юноша...

И вот Виола — в костюме главной героини «Танца повешенных» — и Элис в ультракоротком платье идут на Комик-кон (мероприятие для поклонников молодёжных фильмов и книг). За ними увязывается Кейти, которая нарядилась спиралью ДНК, и младший брат Виолы — проныра Нейт. И всё бы хорошо, общайся себе с единомышленниками и выпрашивай автографы, но происходит несчастный случай: в одном из павильонов обрушивается потолок, и все четверо теряют сознание. Открыв глаза, они оказываются прямо на ступенях амфитеатра, где вот-вот казнят нескольких дефов, и понимают: это не ролевая игра, они и вправду оказались в мире любимой книги. Чтобы вернуться обратно, друзьям придётся не раз проявить смекалку, самоотверженность — и даже рискнуть жизнью.

Финал первой книги Анна Дэй намеренно оставила открытым — чтобы во второй снова «забросить» героев в тот же мир. Также она попыталась поэкспериментировать с жанрами: если первая книга — стопроцентный экшен, то во второй есть зачатки детектива и даже политической сатиры. Но, к сожалению, это решение не «вытянуло» изначально слабую задумку. Почти все события здесь убийственно нелогичны (да, даже со скидкой на то, что это подростковое фэнтези), шутки вымучены, а главная героиня не вызывает никакой симпатии. Согласитесь, нелегко сочувствовать семнадцатилетней девушке, якобы милой и невинной, которая вдруг заявляет: «Целовалась я всего два раза в жизни. Причём в первый раз я была так пьяна, что почти ничего не помню, а во второй мне показалось, что в рот мне засунули маленький маринованный огурец».

В принципе, если бы Анна Дэй не торопилась отправлять опус в печать, подлатала сюжетные дыры и вырезала откровенные сцены, — у неё получилась бы неплохая книга для ребят лет эдак двенадцати, которые только-только знакомятся с миром фэнтези и фантастики. Но в нынешнем виде «Фандом» и «Фандом 2.0» произведут впечатление разве что на подростка, который уже прочитал и «Голодные игры», и «Дивергента», и «Бегущего в лабиринте» и отчаянно ищет что-то похожее.

Анна Вольтц. «Моя удивительная (и очень странная) неделя с Тесс»

Пер. с нидерл. Ирины Лейк. — СПб.: Поляндрия Принт, 2020

Порой самые счастливые события происходят с человеком в тот момент, когда он уже отчаялся найти в жизни что-то хорошее. Именно так всё и получилось с десятилетним Самуэлем, который приехал с мамой, папой и старшим братом Йорре в деревеньку Тессел (согласно примечанию переводчицы, это «остров в Нидерландах и излюбленное место отпуска голландцев»). Дружная семья мечтала провести целую неделю, гуляя на пляже, устраивая пикники и играя в настольные игры, — но в первый же день Йорре свалился в яму и повредил лодыжку. В расстроенных чувствах Самуэль, и так удручённый недавними похоронами знакомого, едет с отцом и братом в больницу, а затем, оставляя их дожидаться в очереди, отправляется погулять. Через некоторое время папа вывозит Йорре на инвалидной коляске… и видит, что Самуэль танцует вальс с незнакомой девочкой!

Одиннадцатилетняя Тесс не обладает магическими способностями, но это не мешает ей привнести в жизнь Самуэля толику волшебства. Чудаковатый главный герой, выдумщик и всезнайка, наконец понимает, что он не один такой: в мире есть и другие дети, которые любят странное. Тесс учит названия аквариумных рыбок, интересуется резьбой по дереву, слушает джаз и готовится принимать роды у кошки по кличке Кошка. А ещё она зачем-то отдала незнакомой паре — мужчине и женщине лет тридцати пяти — ключ от дачного домика, который её мама порой сдаёт туристам, и теперь придумывает для влюблённых квест. Да уж, на что Самуэль чудак, но иногда даже он не понимает, что творится в голове у этой бойкой девчонки…

Как и Лиза Томпсон, автор романа «Стёртый», Анна Вольтц затрагивает множество серьёзных тем. Она рассуждает о страхе смерти, об одиночестве и привязанности; о том, что делает людей родными; о раннем взрослении — и, напротив, о нежелании многих свободных, успешных и обеспеченных людей брать на себя хоть какую-то ответственность. В отличие от коллег, писательница обходится безо всякой мистики, — но то, что происходит с Самуэлем и Тесс, иначе как чудом не назовёшь. И хотя с некоторыми выводами, которые делает Анна Вольтц, можно не согласиться, — от этого её книга не становится менее увлекательной, доброй и уютной.