Как книжная индустрия существует в условиях пандемии Covid-19, какие меры государственной поддержки были оказаны книжной индустрии в разных странах мира? Каковы стратегии издательской политики и формирования издательского портфеля в новых реалиях? Как развиваются онлайн-сервисы и какие цифровые стратегии издательств, книжных магазинов, библиотек оказываются наиболее успешными? Эти и другие вопросы обсудили участники международной конференции «Мировое книжное пространство в новых реалиях. Как издательства, книжные магазины, библиотеки выходят из пандемии?». Встреча, запланированная в рамках Санкт-Петербургского культурного форума, прошла 12 ноября в онлайн-формате.
Заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев представил самые свежие данные по итогам развития российской книжной индустрии за девять месяцев 2020 года:
«В России выпущено чуть более 69 тыс. наименований книг и брошюр, что на 16,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Общий тираж выпущенных за этот период книг и брошюр составил 255 млн экземпляров, и это на 20% ниже, чем за девять месяцев 2019 года. Это уже реалии, которые мы имеем на сегодняшний день. Теперь что касается продаж. По предварительным оценкам, которые даёт нам Российский книжный союз,
При этом продажи бумажной книги в интернет-канале выросли на 30-33%. Судя по цифрам, традиционная книжная розница «просела» достаточно ощутимо, но интернет-продажи общее падение не компенсировали. К сожалению, мы, как и другие страны, уже вошли во вторую волну пандемии, в связи с чем в четвертом квартале 2020 года ожидается продолжение падения: на 25% в целом по стране и до 30% по Москве и Санкт-Петербургу — крупнейшим региональным книжным рынкам. Что касается электронных и аудиокниг, то здесь рост за десять месяцев 2020 года составил по отношению к 2019 году порядка 30-35%».
Генеральный директор издательства «Эксмо» и председатель Комитета по международному сотрудничеству Российского книжного союза Евгений Капьев говорил о вызовах, которые стоят сегодня перед издателями. В первую очередь это огромная конкуренция за внимание читателей со стороны цифровых платформ: растет объем бесплатного контента, происходит подорожание маркетинговых коммуникаций, растет сегмент самиздата, появляются новые каналы продаж, отличные от тех, к которым привыкли издатели. Развивается и конкуренция в смежных сегментах — написание тренингов или сценариев становится для авторов более интересным и приоритетным направлением, чем написание книг. «Сейчас существует порядка 80 возможных вариантов развития цифровых моделей, среди которых прямые продажи, краудфандинг, возможность продавать книгу по частям, — то есть огромное количество вариантов.
Чем быстрее издатели и отрасль адаптируются к этим вызовам и бизнес-моделям, тем быстрее мы сможем из стабильной отрасли превратиться в рынок с очень большими темпами роста. Перед нами стоит непростая задача, а главный вызов — перестраиваться и быстро реагировать. Один из приоритетов работы издателей состоит в переходе на «платформенное мышление»: мы должны соединять читателя с автором, книжный магазин с автором, то есть быть платформой для всех сторон».
Подробности и комментарии других экспертов можно найти по ссылке.