САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

ЕГЭ по литературе. Подготовка к выполнению задания с развернутым ответом

Преподаватель Института Пушкина знакомит школьников с тремя приемами, которые помогут научиться формулировать собственные мысли

livejournal.com
livejournal.com

Текст: Александр Пашков — заведующий кафедрой мировой литературы Института Пушкина

Единый государственный экзамен по литературе сложен, не многие школьники выбирают его. Содержание экзамена включает задания с кратким и развернутым ответом. Первые по своей природе близки к тестам, а тестами сегодня никого не удивишь, с ними экзаменуемые справляются. А вот формулировать собственные мысли у выпускников получается не всегда, поэтому задания с развернутым ответом зачастую вызывают у них затруднения.

Составить развернутый ответ помогут три приема, которые мы советуем школьникам при подготовке к ЕГЭ по литературе.

1. Изучите критерии проверки выполнения заданий с развернутым ответом.

Обратите особое внимание на критерий 1 для заданий 8 и 15 (соответствие ответа заданию) и на критерии 1 и 2 для заданий 9 и 16 (сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом). Они основные, низкая оценка по ним ведет к неудаче на экзамене. Надо постараться получить максимальные баллы по этим критериям (по 2 за каждый), что не так уж и сложно.

Выполняя задания 8 и 15, старайтесь дать четкий ответ на вопрос, не уходя в сторону и не растекаясь мыслью по древу.

Отвечая на вопросы 9 и 16, обязательно назовите произведения и укажите их авторов, выберите для себя определенное направление анализа, в котором будет разворачиваться сопоставление, и старайтесь следовать этому вектору на протяжении всего ответа. Даже если вы готовы к экзамену не на все сто процентов и вам приходится иметь дело с текстами, в которых вы не очень хорошо ориентируетесь, знание критериев и правильный подход к выполнению задания поможет вам получить положительную оценку.

2. Постарайтесь при подготовке к экзамену перечитать все художественные тексты, указанные в кодификаторе на сайте ФИПИ.

В текстах нужно отметить авторскую позицию, выделить фрагменты, образы, микротемы, детали, с которыми вы будете работать, ориентируясь на критерий 2 заданий 8 и 15 и критерий 3 заданий 9 и 16 (привлечение текста произведения для аргументации). Помимо текстов произведений, ознакомьтесь со справочной литературой, например с книгой А.Н. Архангельского «Русские писатели. XIX век: большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы» или пособием А.Н. Архангельского, Д.П. Бака, Е.А. Шкловского «Все герои произведений русской литературы».

3. Обратите внимание на фоновые знания, связанные с тем или иным произведением русской литературы, они всегда способствуют большей глубине ответа.

Перечитывая художественные тексты, обращайтесь к комментариям, старайтесь на основании прочитанного мысленно провести для себя небольшую виртуальную экскурсию по произведению или его фрагменту. Например, читая роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», работайте с классическими комментариями – С.М. Бонди, Ю.М. Лотмана или В.В. Набокова (по выбору). Анализируя VII «московскую» главу произведения, постройте в голове московский маршрут Татьяны Лариной, а значит и самого поэта («Ах, братцы! как я был доволен…»). Подобные заготовки можно проработать и по другим произведениям (например, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского – Петербург, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова – Москва и т.п.). Такие виртуальные шпаргалки будут полезны не только при выполнении задания с развернутым ответом, но и при написании сочинения (задание 17).

Главный совет за пределами программы: будьте уверены в себе!

ЕГЭ по литературе действительно сложен и больше, чем любой другой экзамен, требует уверенности в своих силах. Это возможно при условии должной подготовки по предмету и при правильном психологическом настрое. Будьте уверены в себе, и все у вас получится!

По материалам онлайн-лекции «ЕГЭ по литературе. Подготовка обучающихся к выполнению задания с развернутым ответом» заведующего кафедрой мировой литературы Института Пушкина Александра Пашкова в рамках проекта «Университетская среда для учителей» Департамента образования и науки города Москвы.