САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Книжные ярмарки эпохи пандемии. Андрей Гельмиза

Организатор ММКЯ и «Красной площади» подводит итоги года, провального для книжных форумов, и очерчивает волнообразные контуры будущего

Книжный фестиваль 'Красная площадь'. Андрей Гельмиза / facebook redfest2020
Книжный фестиваль 'Красная площадь'. Андрей Гельмиза / facebook redfest2020
Уходящий год оказался провальным для всех ярмарок и выставок, в том числе, разумеется, и книжных ярмарок. Но самое грустное открытие, случившееся уже под конец года, – что «черная полоса» под бой курантов не пройдет. Всем участникам и организаторам «мирового выставочного процесса» надо приспосабливаться к новым условиям. Но как? Мы спросили об этом у непосредственного участника этого самого процесса – директора Генеральной дирекции международных книжных выставок и ярмарок, ответственного за проведение ММКЯ и книжного фестиваля «Красная площадь» Андрея Гельмизы.

Интервью: Михаил Визель

Андрей Гельмиза

Как дальше жить всем, кто привык ездить на книжные ярмарки, выставляться, покупать книжки и права, следить за новыми тенденциями?

Андрей Гельмиза: Ощущение, что мир живет по другим правилам, и нужно с ними осваиваться не как с временными, а как с постоянными, у меня возникло еще в апреле и укрепилось в мае. И выход на Красную площадь в июне был уже абсолютно осознанным… даже не экспериментом, а попыткой освоить эти новые правила. В тот момент эти правила были самые жесткие, потом они немножко ослабились, а сейчас мы опять находимся в состоянии более жестких ограничений.

И мы понимаем, что в той или иной форме эти ограничения с нами надолго.

Андрей Гельмиза: Дай бог, закончится ковид, но наверняка, к несчастью, найдутся еще какие-то формы, которые будут ограничивать свободу выбора форматов. Потому что кроме эпидемиологической ситуации присутствуют и террористские угрозы, ситуация с различными санкциями государств друг против друга, огромное количество других ограничений, которые периодически случаются. Даже извержение вулкана нам в какой-то момент почти отменило Лондонскую книжную ярмарку.

И то, что в этом году отмены оказались столь массовыми, заставило не только организаторов ярмарок, а саму книжную отрасль задуматься о том, как быть в такой ситуации, как продолжать полноценную жизнь, как принять условия более сложные и уметь с ними справляться.

Для издателей и всех участников книжного рынка, в том числе для организаторов ярмарок и фестивалей, сейчас важно верить в необходимость своего продукта, своего проекта, и пытаться предоставить к нему доступ при любых обстоятельствах. То есть эти продукты должны стать сложно интегрированными из разных элементов, мы называем такой формат гибридным, когда в самом продукте изначально заложены все его возможности. Это не просто онлайн-добавление, электронное, к классической ярмарке – нет, это полноценный онлайн-продукт, но еще это не просто «полноценный онлайн-продукт», это еще синергия и того, и другого. Мы придумываем форматы, которые хорошо умеют существовать, когда есть и офлайн-часть в живом мире, и онлайн-часть, и умеют существовать, когда один из этих кусочков вынужденно откладывается.

Мы больше не думаем о ярмарке только как о территории, о площадке, мы обязательно думаем о том, как это существует в формате большого интернета.

Только что Московская международная книжная ярмарка запустила собственную платформу – MIBF ONLINE. Что это?

Андрей Гельмиза: Мы не онлайновая платформа, наша изначальная миссия – создавать книжные ярмарки. Сейчас мы пытаемся создать ярмарку, которая может существовать только в онлайн-формате, и мы сейчас проводим ее первую сессию. Это разведка боем. То, что у нас происходит на МIВF ONLINE – это первая пробная версия такой ярмарки, которая в принципе должна существовать в формате 24х7 и 365 дней в году, чтобы сохранить вот эту рушащуюся связь, дать возможность восполнить те офлайн-проекты, из которых было соткано тело, график всего года.

Ведь мы достаточно много путешествовали, мы постоянно общались, профессиональная среда была очень плотная. Не только мы, весь мир потерял огромное количество точек и пересечений, необходимых для развития и продолжения деятельности. Конечно, мы не сможем на этой площадке полностью восполнить все то, что происходит с нами при личном общении, но это эксперимент, который, мы верим, позволит хотя бы частично компенсировать это.

Ярмарка, которая длится 365 дней, это уже не ярмарка, не «праздник книги», это гипермаркет… Как разделить одно с другим?

Андрей Гельмиза: Это сложно, мы еще сами должны почувствовать и поэкспериментировать с этим форматом, потому что ярмарка – это что-то, что имеет ограниченное время, и это единовременный всплеск энергии в ограниченное время.

То, к чему готовятся, специально подбирают книжки, зовут гостей…

Андрей Гельмиза: Абсолютно верно, поэтому, конечно, существование в течение всего года в полноценном режиме – это некоторая натяжка. Это, безусловно, будет какая-то волновая история, которая будет несколько раз в год превращаться в более концентрированную, но мы говорим о ее ежедневном существовании, потому что нам кажется важным оставить какой-то событийный слой на ней на постоянной основе.

Мы пока вместе с издателями не умеем работать в таком режиме, мы не умеем проводить ярмарку в ежедневном режиме, но потихонечку это начинает получаться. Мы просто продолжаем на этой территории работать со всеми издателями российскими и международными, поддерживая онлайн деловые отношения, которые готовы в какой-то момент сфокусироваться и превратиться в книжный фестиваль или в офлайн-ярмарку.

Переход книжных ярмарок в онлайн совпал по времени со все усиливающимся переходом в небумажные формы книг: неуклонно набирающие обороты электронные книги, бурно скакнувшие аудиокниги… Случайно ли, на ваш взгляд, это совпадение? Или, говоря по-другому, можно ли сказать, что онлайн-ярмарки лучше приспособлены для того, чтобы представлять и продавать электронные книги?

Андрей Гельмиза: Конечно, онлайн-ярмарка – это возможность выбрать для себя книгу. Но главная, наверное, ее миссия – не покупка, а возможность представить издательские продукты, авторские идеи. Это главное, на чем мы должны фокусироваться. В этой связи мы вчера имели интересную беседу в рамках проекта МIВF ONLINE с нашими итальянскими партнерами из миланской школы иллюстраторов Mimasters, с которой мы делаем программу для иллюстраторов, и как раз обсуждали изменение формата иллюстраторской работы. Один из слоев, который мы в этом обсуждении затрагивали – меняется ли сам продукт, становится ли книжка, которая полностью создается онлайн, тоже онлайн-книгой.

И наши итальянские коллеги склоняются к тому, что на сегодняшний день речи об изменении самого формата не идет, что электронное производство или электронная коммуникация, связанные с книгой, не принципиально отражаются на формате самого издания. Нет идеологии, что мы теперь все создаем электронные книги вместо бумажной. Я тоже придерживаюсь этой позиции, что с точки зрения эволюции самого продукта наши времена не принципиально меняют.

Но, с другой стороны, ведь это изменившееся время – оно не только для издателей и авторов, но и для читателей. И конечно, читатель тоже очень быстро погружается в эту новую электронную возможность. Люди воспринимают экранное время, экранное пространство совершенно по-другому – аудитория людей, которые готовы пользоваться компьютерами и телефонами и всем остальным содержательно, очень серьезно выросла. Конечно, это повод для того, чтобы издательские компании задумались о создании продукта для этой новой территории.

Но здесь речь уже не идет о том, чтобы просто превратить бумажную книгу в электронную, то есть просто перевести ее в цифровой формат, нет, речь идет о том, что нужно думать о новом продукте, который рождается в экране и в экране может существовать. Или гибридном формате, который существует одинаково эффективно и в реальном мире, и в экранном. Экспериментов очень много, но уверенных, глобальных успехов, которые стали бы нормой для всего рынка, пожалуй, нет до сих пор. Электронная книга для нас по-прежнему просто epub, как правило, – плохо или совсем не иллюстрированный, поэтому я думаю, что электронный формат много-много вопросов сейчас задает и много-много возможностей открывает. Мы проводили в этом году конференцию, связанную с электронными иллюстрированными изданиями, и даже по результатам этих разговоров становится понятно, что практика еще совершенно не сложилась. Как ни странно.