САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Аллен Гинзберг. Стихотворения

Несколько поздних стихотворений культового американского поэта, переведенных специалистом по битнической литературе Андреем Щетниковым

Аллен Гинзберг, 1979 / Michiel Hendryckx, commons.wikimedia.org
Аллен Гинзберг, 1979 / Michiel Hendryckx, commons.wikimedia.org

Текст: ГодЛитературы.РФ

Аллен Гинзберг - ключевая фигура американской контркультуры 60–70-х, поэт, наряду с Берроузом и Керуаком приложивший руку к зарождению бит-поколения. Больше прочих известна его поэма «Вопль», написанная под воздействием непечатного количества психотропных веществ и вместе с «Голым завтраком» (Берроуз) и «В дороге» (Керуак) ставшая знаменем битнической литературы. Это теперь день публикации «Вопля» считается исследователями днём рождения новой американской поэзии - свободной, экспрессивной, сексуально откровенной; тогда же, в 1956 году, весь первый тираж поэмы (вместе с ее издателем) был арестован полицией, а сам текст обвинен в непристойности.

Куда меньше известен поздний Гинзберг, новые переводы которого, выполненные Андреем Щетниковым, мы и предлагаем вам почитать в эти новогодние дни. О переводческой работе Андрея мы уже рассказывали, когда писали про обновленную «В дороге» Керуака: «...среди переведенной Андреем прозы был, например, Борхес, а поэзию он не только активно переводит, но и пишет самостоятельно — а потому выглядит действительно подходящим ретранслятором для витальной и хаотичной прозы Керуака»; слова "проза", поэзия", "Керуак" и "Гинзберг" в приведенной цитате вполне взаимозаменяемые.

Кстати, перевод «Подземных» всё того же Керуака, выполненный Щетниковым, скоро должен выйти в издательстве «Чтиво» - следите, как говорится, за обновлениями.

Аллен Гинзберг. Стихотворения.

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

  • В 66 учусь заботиться о своём теле
  • проснуться с улыбкой в 8 утра, сделать запись в дневнике
  • встать нагим в постели оставив у стены нагого спящего мальчика
  • Проверить сахар в крови, тщательно вычистить зубы щёткой,
  • зубочисткой, нитью, прополоскать
  • смазать ноги, одеть белую рубашку белые брюки белые носки
  • посидеть в одиночестве у раковины
  • перед тем, как причесаться, счастлив оттого
  • что всё ещё не труп.

  • 13 сентября 1992, 9:50 утра
Осенние листья. Иллюстрация Натальи Коваленко. Предоставлено издательством "Чтиво"

ГОРОД СИТИ ЛАЙТС

  • На углу Виа Ферлингетти & аллеи Керуака юные герои и муза меланхолии в 2025 году н. э.
  • Музыканты размышляют, идут по улице Боба Кауфмана и практикуют фьючер-джаз на площади Рексрота
  • Спиритуальные романисты застывают в восторженном созерцании под уличным знаком на площади Сарояна прежде чем войти в переулок Арама
  • Дымка любящих глаз сверкает в водах залива если смотреть с площади Макклура у входа на Рынок
  • Старый Рынок равно как и бульвар Роберта Дункана изобилует теософскими магазинами & универмагами Герметического Департамента
  • А вот пересечения с бульваром Дункана: первая улица Ди Примы вторая Генри Миллера третья Корсо четвёртая Джефферса а по пятой улице Джона Вейнерса можно выйти к посадочному терминалу Грейхаунда окружённому Книжными галереями Издательскими рядами и Мастерскими художников
  • Туристы в автобусах дышат чистым туманным воздухом на Пиках Харольда Норса & Хиршмана это золотое старьё
  • Имя Кена Кизи прославило Тихоокеанскую набережную, с которой вы поднимаетесь вверх мимо Мемориального стадиона Брата Эверсона
  • Мост Уэйлена служит объектом для медитации на всём пути в Окленд
  • Мост Снайдера соединяет Восточно-Западные Ворота между С.Ф. и Марин
  • Толпы путешественников заходят в вокзал Нила Кэссиди на Корсо
  • Таблички улицы Чеслава Милоша ярко сияют на Ван Несс
  • Поэту Джеку Микелину достался Мясной рынок, Башня Филиппа Ламантиа венчает Телеграфный холм, на который сюрреалистические туристы со всего мира поднимаются, чтобы насладится окрестными видами —
  • А я получил Алькатрас (чтобы вернуться к коренным американцам вместе с Островом Сокровищ)

  • 21 апреля 1994

О ЧЁМ ЭТО?

  • Дилан — об Индивидууме против всего творения
  • Бетховен — о кулаке одного человека в грозовых тучах
  • Папа — об абортах & духах мёртвых
  • Телевидение — о людях сидящих в своих комнатах и разглядывающих свои вещи
  • Америка — о том как быть большой Страной полной Ковбоев Индейцев Евреев Негров & Американцев Азиатов Чиканос фабрик небоскрёбов Ниагарских водопадов Сталелитейных заводов радиоприёмников бездомных и Консерваторов не забудь
  • Россия — о Царях Сталине Поэзии Тайной Полиции Коммунизме босиком в снегу
  • Но это не настоящая Россия это концепт
  • Концепт — это о том как смотреть на землю с луны даже не побывав там. Луна о любви & оборотнях, а ещё об Эдгаре По.
  • Эдгар По — о том как смотреть на луну с солнца или с кладбища
  • Всё — о чём-то если вы утончённый кинопродюсер имеющий дело с магглами
  • Мир — о перенаселении, Имперских захватах, Биоциде, Геноциде, братоубийственных войнах, Голоде, Холокосте, массовом беззаконии & убийствах, о высоких технологиях, Супернауке, атомном Ядре, Нейтроне, Водороде, Дейтерии, Радиации, Сострадающем Будде, Алхимии
  • Коммуникация — о монополии телевидения, радио, кино и газет на Земле, т. е. о планетарной цензуре.
  • Вселенная — о Вселенной.
  • Аллен Гинзберг — о смущённом уме, выписывающем один за другим марсианские газетные заголовки —
  • Аудитория — о спасении, слушатели — о сексе, Духовной гимнастике, ностальгии по Паровому Двигателю & Пони Экспресс
  • Гитлер Сталин Рузвельт & Черчилль — об арифметике & квадратных уравнениях, обо всей химии физике & теории хаоса —
  • Кому есть дело до этого?
  • Мне есть дело! Эдгару Аллану По! Шелли! Бетховену & Дилану.
  • А тебе есть дело? Ты о чём?
  • Разве ты — человеческое существо с 10 пальцами & двумя ушами?

  • Нью-Йорк, 24 октября 1995
Иллюстрация Натальи Коваленко. Предоставлено издательством "Чтиво"

В ПЯТЬ УТРА

  • Этот порыв возносит меня над облаками
  • в чистое пространство, без времени, уже вечное
  • Дыхание претворяется в слова
  • Потом обратно в дыхание
  • сто или двести лет спустя,
  • почти бессмертный, 26 столетий ритмичных
  • строф Сапфо, — вне времени, империй, часов, вне тел и машин,
  • колесниц, ракетных кораблей небоскрёбов, национальных империй,
  • бронзовых стен, блестящего мрамора, инкских
  • художеств ума, — откуда оно взялось?
  • По наитию? Это в тебе дыхание Муз? Или Бог?
  • Нет, не верь, ты запутаешься в небесах или преисподней,
  • чувство вины, которое заставляет сердце биться всю ночь,
  • наводняет мир пространством, разносится эхом по будущим городам,
  • Мегаполис или деревня на Крите, пещера Зевса плато Лассити,
  • сельский дом в о́круге Остего, крыльцо в Канзасе?
  • Помощь Будды, для обычного ума нет нирваны —
  • кофе, алкоголь, кокаин, грибы, марихуана, веселящий газ?
  • Нет, они тяжелы для этой лёгкости, поднимающей мозг в синее небо,
  • на майском рассвете, когда птицы запели на Восточной 12-й улице,
  • откуда оно пришло, и куда уходит навеки?

  • Май 1996

БОЛЬШАЯ РАДОСТЬ

  • Я рад тому, что у меня все пять пальцев на правой руке
  • рад что мочусь почти без боли
  • рад что могу двигать кистями
  • рад что сплю по ночам на капитанской койке и засыпаю днём
  • рад прогуляться по Первой Авеню
  • рад годовому доходу в двести тысяч
  • тому, что пою Эли Эли, записываю движения ума, чиркаю первобытные каракули, обучаю в буддистском колледже, щёлкаю Лейкой на автобусной остановке через окошки моих глаз
  • слышу сирену скорой помощи, ощущаю запах чеснока & ржавчины, вкус хурмы & камбалы, расхаживаю босиком по лофту с почти бесчувственными подошвами,
  • я рад тому, что могу думать, а с неба может идти снег

  • 8 января 1997
Большая радость. Иллюстрация Натальи Коваленко. Предоставлено издательством "Чтиво"

ОБЪЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ

  • Это правда что я пишу о себе самом
  • Кого ещё я знаю настолько же хорошо?
  • Где ещё собраны кровь красные розы & пищевые отходы
  • У кого ещё моё ожиревшее сердце, гепатит или геморрой —
  • Кто ещё прожил мои семьдесят лет, моя старая Наоми?
  • и если по сопричастности я описываю политику США, медитацию
  • Мудрости, теории искусства
  • это потому что я читал газеты любил
  • учителей просматривал книги и посещал музеи

  • 8 марта 1997, 12:30

ТО, ЧЕГО Я УЖЕ НЕ СДЕЛАЮ

  • Я никогда не поеду в Болгарию, а ведь мне прислали буклет & приглашение
  • И с Албанией та же история, меня пригласили в прошлом году частным образом Лотерейные мошенники или идущие на поправку алкоголики
  • Или просветлённые поэты древней земли у входа в Аид,
  • Я не посещу Лхасу, остановившись в Хилтоне или в гостях у Нгаван Гелека & не устану, поднимаясь в Поталу
  • Никогда не вернусь в Каши, «старейший из городов земли», не искупаюсь в Ганге и не буду снова сидеть на набережной Маникарника с Питером, не навещу ещё раз Владыку Джаганнатху в Пури, никогда не вернусь в Бирбхум, чтобы записывать рассказы о Хаки Бабе
  • Не буду слушать музыку на фестивале в Мадрасе вместе с Филиппом, и не выпью чая со старшим Суни-лом & молодыми поэтами из кофеен
  • Не рискну посетить опиумный притон в Чайнатауне, не окажусь рядом с Мусульманским отелем, его крыша на улице Жестянщиков, Чоудуи Човх Нимталлах рядом с крематорием, не буду курить ганджу в Хугли
  • Не пройду по аллее Ахмада в Фесе, никогда не выпью мятного чая в Соко Чико, не навещу Пола Б. в Танжере
  • Не увижу сфинкса в пустыне на восходе или на закате, пустынные утро & сумерки, древний разрушенный Бейрут, скорбный разбомбленный Вавилон & Ур мрачных старых сирийских тайн, все арабские & саудовские пустыни, весёлых жителей Йемена,
  • Старый опиумный племенной Афганистан, Белуджистан с тибетскими храмами
  • Не увижу вновь ни Шанхай, ни пещер Дуньхуана
  • Не поднимусь на 3 пролёта по лестницам Восточной 12-й улицы,
  • Не отправлюсь в литературную Аргентину, не поеду с Глассом в Сан-Паулу & не буду жить целый месяц на плоских пляжах Рио, с юношами из фавелл, не побываю на великом карнавале в Байе
  • Не буду дремать днём на Бали, и фестиваль новых песен в Аделаиде с тоже так далеко
  • Не увижу новых трущоб Джакарты, таинственных лесов Борнео & раскрашенных мужчин & женщин
  • Больше не будет бульвара Сансет, Мерлоз-авеню, Оз на Оушн Вэй
  • Старого кузена Дэнни Лееганта, воспоминаний о тёте Эдиф в Санта-Монике
  • Не будет сладкого лета с любимыми, изучения Блейка в Наропе,
  • Лозунгов Письма в Уме, новой современной Американской Поэтики, Уильямса Керуака Резникоффа Ракози Корсо Крили Орловски
  • Поездок к Бней-Исраэль, на могилы Бубы, тёти Розы, Гарри Мелтцера и тёти Клары, Отца Луиса
  • И это буду не я, только урна с золой.

  • 30 марта 1997, утро