САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Есть ли Бог в «Солярисе» и «Андрее Рублеве»?

Издательский совет Русской православной церкви собрал литературных экспертов, чтобы попытаться найти ответ на вопрос: каким должен быть образ Бога в современной литературе?

libreshot.com
libreshot.com

Текст: Елена Яковлева / РГ

Есть ли Бог в "Солярисе" у Лема и в "Андрее Рублеве" у Тарковского? Как он присутствует в текстах убежденного католика Толкина? Не лучше ли сегодня подспудное присутствие Бога в художественном тексте вместо присутствия явного, как в средневековой литературе? Ответы на эти вопросы искали литературные эксперты, собравшиеся в Издательском совете Русской православной церкви для выяснения, каким должен быть образ Бога в современной литературе.

- Конечно, для православного христианина это должен быть Бог Евангелия, - предупредил глава Издательского совета, митрополит Калужский и Боровский Климент, напомнив при этом, что свидетельство о Христе требует большой духовной осторожности, чтобы не скатиться в профанацию.

Почти сразу был найден замечательный литературный пример современного разговора о Боге. Писатель Дмитрий Володихин вспомнил повесть Алексея Варламова "Рождение", в которой нет явления Бога в мир людей и ангелы не сходят с небес, но так описано рождение из двух ненужных друг другу людей любящей семьи, что христианская тема звучит пронзительно, хоть и со всей необходимой духовной деликатностью.

Председатель правления Союза литераторов, писатель Николай Калиниченко напомнил об опыте фантастики, весь ХХ век возвращавшейся от материального чуда (преклонения перед научно-техническим прогрессом и его могуществом) к чуду непостижимому, Божественному в творчестве Бредбери, Кларка, Толкиена, Булгакова. На вопрос "Есть ли христианские мотивы в "Солярисе" Тарковского?" он ответил, что Бог точно есть в его же "Андрее Рублеве".

Писатель и литературный критик Глеб Елисеев напомнил о преобладании в фантастике атеистической картины мира. Историк Сергей Алексеев посчитал, что сегодня уместнее являть образ Бога через образ Промысла Божьего в мире. Писатель Далия Трускиновская, присоединившись к разговору онлайн из Риги и говоря об образе Бога в современной поэзии, напомнила о поджидающей неискушенного читателя ловушке: у тех, кто пишет канонично, не всегда получается поэтично, и наоборот. И предложила помнить разницу между поэтом и версификатором.

Писатель и критик Елена Федорчук уверена, что современная художественная литература может передавать идею о том, что мир сотворен Богом и человек предстоит перед Спасителем, и убеждает ее в этом творчество Светланы Кековой, Сергея Лукьяненко, Марины и Сергея Дяченко. Поэт Сергей Арутюнов рассказал об образе Бога в поэзии донецкого поэта и священника Дмитрия Трибушного.

Под конец разговора спохватились, что вовремя не вспомнили дающего едва ли не лучший пример присутствия христианских мотивов в современной литературе Евгения Водолазкина, чей "Лавр" попал в топ-10 лучших романов о Боге по версии британской газеты The Guardian. И конечно, с благодарностью упомянули Тимура Кибирова с его классическим стихотворением "Их-то Господь вон какой...", и замечательным объяснением его: "Мне хотелось показать, что о Христе можно говорить, не впадая ни в кощунство, ни в …елейное стилизаторство, которое делает бессмысленным высказывание". Этим, пожалуй, и заданы пока самые внятные культурные контуры отношений к Богу и с Богом в современной литературе.

"Их-то Господь…" (Тимур Кибиров)

  • Их-то Господь - вон какой!
  • Он настоящий герой!
  • Без страха и трепета в смертный бой
  • Ведёт за собой правоверных строй!
  • И меч полумесяцем над головой,
  • И конь его мчит стрелой!
  • А наш-то, наш-то - гляди, сынок -
  • А наш-то на ослике - цок да цок.
  • Едет совсем одинок.
  • А у тех-то Господь - он вон какой!
  • Он-то и впрямь дарует покой,
  • Дарует-вкушает вечный покой
  • Среди свистопляски мирской!
  • На страсти-мордасти махнув рукой,
  • В позе лотоса он осенён тишиной,
  • Осиян пустотой святой.
  • А наш-то, наш-то - увы, сынок, -
  • А наш-то на ослике - цок да цок -
  • Едет совсем одинок.
  • А у этих Господь - ого-го какой!
  • Он-то и впрямь владыка земной!
  • Сей мир, сей век, сей мозг головной
  • Давно под его пятой.
  • Вкруг трона его весёлой гурьбой
  • пляшет весь род людской.
  • Быть может, и мы с тобой.
  • Но наш-то, наш-то - не плачь, сынок,
  • на ослике - цок да цок -
  • Навстречу смерти своей.
  • что ждете у дверей
  • Едет опять одинок
  • На встречу со страшною смертью своей,
  • со смертью твоей и моей!
  • Не плачь, она от Него не уйдёт,
  • Никуда не спрятаться ей!