Текст: Елена Яковлева / РГ
- Конечно, для православного христианина это должен быть Бог Евангелия, - предупредил глава Издательского совета, митрополит Калужский и Боровский Климент, напомнив при этом, что свидетельство о Христе требует большой духовной осторожности, чтобы не скатиться в профанацию.
Почти сразу был найден замечательный литературный пример современного разговора о Боге. Писатель Дмитрий Володихин вспомнил повесть Алексея Варламова "Рождение", в которой нет явления Бога в мир людей и ангелы не сходят с небес, но так описано рождение из двух ненужных друг другу людей любящей семьи, что христианская тема звучит пронзительно, хоть и со всей необходимой духовной деликатностью.
Председатель правления Союза литераторов, писатель Николай Калиниченко напомнил об опыте фантастики, весь ХХ век возвращавшейся от материального чуда (преклонения перед научно-техническим прогрессом и его могуществом) к чуду непостижимому, Божественному в творчестве Бредбери, Кларка, Толкиена, Булгакова. На вопрос "Есть ли христианские мотивы в "Солярисе" Тарковского?" он ответил, что Бог точно есть в его же "Андрее Рублеве".
Писатель и литературный критик Глеб Елисеев напомнил о преобладании в фантастике атеистической картины мира. Историк Сергей Алексеев посчитал, что сегодня уместнее являть образ Бога через образ Промысла Божьего в мире. Писатель Далия Трускиновская, присоединившись к разговору онлайн из Риги и говоря об образе Бога в современной поэзии, напомнила о поджидающей неискушенного читателя ловушке: у тех, кто пишет канонично, не всегда получается поэтично, и наоборот. И предложила помнить разницу между поэтом и версификатором.
Писатель и критик Елена Федорчук уверена, что современная художественная литература может передавать идею о том, что мир сотворен Богом и человек предстоит перед Спасителем, и убеждает ее в этом творчество Светланы Кековой, Сергея Лукьяненко, Марины и Сергея Дяченко. Поэт Сергей Арутюнов рассказал об образе Бога в поэзии донецкого поэта и священника Дмитрия Трибушного.
Под конец разговора спохватились, что вовремя не вспомнили дающего едва ли не лучший пример присутствия христианских мотивов в современной литературе Евгения Водолазкина, чей "Лавр" попал в топ-10 лучших романов о Боге по версии британской газеты The Guardian. И конечно, с благодарностью упомянули Тимура Кибирова с его классическим стихотворением "Их-то Господь вон какой...", и замечательным объяснением его: "Мне хотелось показать, что о Христе можно говорить, не впадая ни в кощунство, ни в …елейное стилизаторство, которое делает бессмысленным высказывание". Этим, пожалуй, и заданы пока самые внятные культурные контуры отношений к Богу и с Богом в современной литературе.
"Их-то Господь…" (Тимур Кибиров)
- Их-то Господь - вон какой!
- Он настоящий герой!
- Без страха и трепета в смертный бой
- Ведёт за собой правоверных строй!
- И меч полумесяцем над головой,
- И конь его мчит стрелой!
- А наш-то, наш-то - гляди, сынок -
- А наш-то на ослике - цок да цок.
- Едет совсем одинок.
- А у тех-то Господь - он вон какой!
- Он-то и впрямь дарует покой,
- Дарует-вкушает вечный покой
- Среди свистопляски мирской!
- На страсти-мордасти махнув рукой,
- В позе лотоса он осенён тишиной,
- Осиян пустотой святой.
- А наш-то, наш-то - увы, сынок, -
- А наш-то на ослике - цок да цок -
- Едет совсем одинок.
- А у этих Господь - ого-го какой!
- Он-то и впрямь владыка земной!
- Сей мир, сей век, сей мозг головной
- Давно под его пятой.
- Вкруг трона его весёлой гурьбой
- пляшет весь род людской.
- Быть может, и мы с тобой.
- Но наш-то, наш-то - не плачь, сынок,
- на ослике - цок да цок -
- Навстречу смерти своей.
- что ждете у дверей
- Едет опять одинок
- На встречу со страшною смертью своей,
- со смертью твоей и моей!
- Не плачь, она от Него не уйдёт,
- Никуда не спрятаться ей!