Текст: Дина Гин
Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с газетой «Санкт-Петербургские ведомости» (Санкт-Петербург)
В литературе самый известный сюжет о Психее принадлежит перу Апулея – древнеримского поэта, писателя, философа, автора знаменитых «Метаморфоз». Именно его «читал охотно» юный Александр Пушкин. Именно благодаря ему получила известность история Амура и Психеи, лукавого бога и смертной красавицы. В этой сказке есть все – и очаровательно любопытная героиня, и завистливые сестры, и страшные испытания, и счастливый финал. Если совсем кратко, то Амур, пленившись красотой Психеи, сделал ее своей возлюбленной. С тем, однако, условием, чтобы она никогда не видела его лица. Девушка не удержалась, зажгла среди ночи светильник и не заметила, как капля горячего масла упала на кожу спящего бога. Само собой, тот разгневался. Его мать Венера давно искала случай отомстить непозволительно прекрасной невестке. Психее пришлось пережить множество испытаний, она даже спустилась в царство Аида, но вернулась оттуда и была вознесена на Олимп, став Амуру законной супругой.
Ее история вдохновляла поэтов, скульпторов и художников на протяжении многих столетий. Выставка в Эрмитаже – именно об этом. Точка отсчета – роман Апулея. Центральный экспонат - статуя Антонио Кановы «Амур и Психея» (из собрания Эрмитажа). Мраморная Психея вкладывает в руки любимому бабочку – свою душу. И в этом – суть экспозиции, представляющей вниманию зрителей самые изящные, тонкие, нежные произведения. Напоминающей о хрупкой красоте человеческой души. И о том, что именно искусство помогает нашу душу сохранить, проникнуть в ее глубины, поделиться ею.
Для того чтобы обрадоваться многочисленным смыслам и нюансам этой выставки, нужно как минимум быть знакомым с сюжетом сказки Апулея. Как максимум – перечитать еще и «Душеньку» Ипполита Федоровича Богдановича, снискавшую в свое время одобрение основательницы Эрмитажа Екатерины Великой. В ней история Амура и Психеи обретает неожиданно наивное, почти лубочное очарование, среди ее персонажей появляются Кощей и Змей Горыныч, а героине помогают щука и дуб.
На выставке также представлены иллюстрации, выполненные к этой сказке Федором Толстым (их предоставила Третьяковская галерея). Это очень подробные изысканные рисунки, которые художник «придумал в своей голове, сообразуясь со своим вкусом и вкусом великой древности». Самый известный из них и единственный существующий не только в черно-белом, но и цветном варианте, – «Душенька любуется собою в зеркало» (зеркала умножают образ красавицы, свежестью и прелестью не уступающей живым цветам). Далее следуют виды волшебного дворца и садов неведомого супруга Душеньки, подземного царства Плутона, а также эпизоды, в которых героиня безуспешно пытается покончить с собой, ее «подвиги», совершенные по приказу Венеры и во имя любви... Каждую из картинок можно рассматривать долго.
А затем стоит обратить внимание на предметы в витринах. Среди них есть те, что могли пригодиться Душеньке-Психее. Это и античная монета – обол, которой она должна была заплатить за переправу через Стикс. И керамическая коробочка, созданная на мануфактуре Веджвуда и украшенная изображением Психеи (в такой Душенька могла нести Венере «красоту» из подземного царства). И маленькое настольное зеркало-псише, закрепленное на подвижной дужке (такие в ходу и сегодня). При свечах отражение в нем трепетало, подобно крыльям бабочки, отсюда и возникло название.
Кураторы постарались проследить развитие образа Психеи от античности до просвещенного XIX столетия. Они предлагают вниманию посетителей серьги с изображением Эрота, прижимающего к груди бабочку, и перстни, на которых Психея изображена в виде девушки с крыльями, терракотовые фигурки влюбленных, камеи и инталии, отражающие представления древних греков и римлян об отношениях бога любви и человеческой души. Далее следуют творения европейских мастеров с теми же героями – итальянские камеи, лиможские эмали, гравюры, фигурки из слоновой кости и фарфора, часы, украшенные фигурами Амура и его возлюбленной...
Оригинальный материал: «Санкт-Петербургские ведомости»