САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Эксмо» показало журналистам и блогерам новый дом и достижения

Руководители холдинга АСТ-Эксмо подвели «бизнес-итоги» непростого года для «Эксмо-АСТ», поделились планами на будущее, а их сотрудники провели экскурсию по новому стильному зданию

Олег Новиков (слева) и Евгений Капьёв
Олег Новиков (слева) и Евгений Капьёв

Текст и фото: Фёдор Косичкин

Накануне открытия перенесенной 22-й ярмарки Нон/Фикшн президент ИГ "АСТ-Эксмо" Олег Новиков и генеральный директор "Эксмо" Евгений Капьёв пригласили журналистов и книжных блогеров (вторые явно преобладали) в новое 18-этажное офисное здание на новоселье: рассказать о том, как крупнейший издательский холдинг пережил ковидный год, и заодно показать, как именно делаются те самые книги, о которых и речь.

Для начала топ-менеджеры выступили с краткими презентациями. Для начала Олег Новиков признал, что ни разу за 30 лет (предстоящий юбилей - еще один повод для встречи) работы не сталкивался с такой сложной непредсказуемой ситуацией, как в прошлом году, потом добавил, что мировой книжный рынок потерял 7,5%. Но при этом как отрадную тенденцию он отметил то, что азиатский рынок сравнялся с американским. Кроме того, принцип digital first (то есть сначала поступает в продажу цифровая книга, и лишь потом - бумажная) стал общемировым трендом.

При этом пандемия и сопровождаемый ею карантин сказался на книжном рынке США со знаком "плюс": рынок стал рекордным не только по объёму, но и по темпу роста. А самая активная читающая аудитория - от 18 до 29 лет.

В России дела обстоят тоже совсем не так плохо; несмотря на все сложности, количество книжных магазинов растет. При этом, подчеркнул Новиков, "книжные магазины являются для нас социальным фактором приверженности чтению". Впрочем, при этом растет и потребление "самиздата" - книг, издаваемых авторами на соответствующих платформах в обход издательств, зачастую без ISBN, т.е. без возможности продавать в "настоящих" книжных магазинах.

Что же касается проблем - то Олег Новиков в очередной раз напомнил, что "пиратство является раздражающим фактором", и в очередной раз признал, что действенных механизмов противоборства ему в России так и не выработано.

Взявший следом слово Евгений Капьёв заявил, что если в 2020 году главным вызовом для издателей было сгладить падение спроса, то в 2021-м - подготовиться к его росту, потому что при этом могут "вылезать" самые неожиданные проблемы. Например, рост цен на основной материал, т.е. на бумагу, в том числе из-за перехода Европы на "экологическую" бумажную упаковку взамен полиэтилена. Может вырасти цена на "китайские" (т.е. изготовляемые в Китае) книги и даже возникнуть их дефицит. А это все детские книжки-игрушки, атласы и т.д.

Вторая задача, стоящая перед издателями - "проапдейтить" книги нон-фикшн. Читателей не интересует пособия по саморазвитию, выпущенные до пандемии - мир стал другим.

Активнее всего, по наблюдениям "Эксмо", в России читают старшие тинейджеры (16-19 лет). А также их бабушки и дедушки (65+). Что разнится с данными по США, где костяк читательской аудитории - это люди от 20 до 30 лет.

Рынок электронных книг и аудиокниг продолжает расти. Интерес к художественной литературе быстро восстановился после пандемии и уже превзошел уровень 2019 года.

При этом наибольший рост показывают манга, комиксы, графические романы. Это связано ещё и с "горбом рождаемости": много детей 4-14 лет.

Видимо, чтобы "оседлать волну", "Эксмо" заключило контракт с "Диснеем" и рассчитывает поднять сегмент детских аудиокниг.

Вообще же аудиосегмент растет "колоссально".

Еще из интересных новостей стоит отметить, что в честь юбилея холдинг учреждает собственную премию "Признание Эксмо" - чтобы выбирать и награждать лучших партнеров: журналистов, книгопродавцев и т.д.

Вид из окна "Эксмо"

"Книгоиздатели США признали 2020-й лучшим годом в истории книгоиздания, - заключил свою презентацию Евгений Капьёв. - Наши издатели внимательно наблюдают за происходящим".

После ответов на насущные вопросы (большая часть которых была предложениями взаимодействия с разнообразными "низовыми" проектами), блогеров увели на экскурсию по издательству, показать, как на самом деле выглядят редакторы и их рабочие места. А журналисты приступили к общению с хорошо им уже знакомыми бренд-менеджерами.