САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Двое из ларца

Русист из Латвии: «На самоизоляции ученики потеряли навыки общения на русском языке»

Русист из Латвии: на самоизоляции ученики потеряли навыки общения на русском языке
Русист из Латвии: на самоизоляции ученики потеряли навыки общения на русском языке

Текст: Елена Кухтенкова/РГ

«Русский язык, как и любое живое существо, приспосабливается к новым условиям существования: изменяется, совершенствуется, обогащается, отвечает на вызовы времени», - пишет в своем эссе «Русский онлайн в пандемию: испытание или шанс» на XXI Международный Пушкинский конкурс «РГ» русист из Латвии Алентина Верпаковска.

Она преподает русский язык в Олайнской средней школе. Размышляя о работе в дистанционном режиме, русист вспоминает писателей-фантастов, которые в своих произведениях описывали машины будущего, при помощи которых можно будет общаться с человеком на другом конце земли, не только разговаривая с ним, но и видя его на экране. Сегодня, по мнению педагога, эта реальность наступила, ведь мы осваиваем инновационные формы коммуникации, которые, в некоторой степени, обогащают нашу картину мира. Но есть и другая сторона медали.

«Ребята, встречаясь друг с другом после долгого отсутствия в школе, теряют навыки общения. Они не разговаривают друг с другом, а пытаются перекричать один другого. Им все труднее становится слушать собеседника, не перебивая, внимательно, примеряя ситуацию на себя», - с грустью отмечает Алентина.

Учитель задается вопросом: а хорошо ли, когда машина помогает писать тексты, рисовать схемы, находить решения задач? И какая роль тогда отводится человеку думающему, живущему, а не существующему?

«В одном известном мультфильме очень выразительно показана ситуация, к которой мы постепенно приближаемся. Двое из ларца, одинаковых с лица. Эти два брата все делали за ленивого ученика Вовку. Даже пальцы за него загибали. Опомнился Вовка только тогда, когда и конфеты за него съели, а не только загибали пальцы да рубили дрова. Не превратимся ли мы все в таких «Вовок», сидя перед светящимся экраном?» - делится своими сомнениями педагог.

Русист заключает, что, работая с компьютером, учась в удаленном формате, школьники приобретают умение быстро печатать, но теряют способность красиво писать буквы. А изобретая новые символы, знаки, предназначенные для скорого письма, теряют возможность запоминать исконно русскую лексику, отражающую оттенки человеческих эмоций или настроения души, красоту языка Пушкина.