САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Дмитрий Данилов: "Современный театр - театр эксперимента"

Один из известнейших современных драматургов публично обсудил со своими издателями, что такое современная драматургия и зачем ее печатать в виде бумажных книг

Cлева направо: Анастасия Смурова, Дмитрий Данилов, Вадим Левенталь
Cлева направо: Анастасия Смурова, Дмитрий Данилов, Вадим Левенталь

Текст: ГодЛитературы.РФ

Дмитрий Данилов начинал как прозаик-авангардист и верлибрический поэт, но в настоящее время его без преувеличения можно считать одним из известнейших современных драматургов. Его необычные пьесы - в первую очередь "Человек из Подольска" - ставят по всей стране и за рубежом, экранизируют, наконец, издают в виде бумажных книг.

В этом последнем "повинны" директор издательства "Городец" Анастасия Смурова и редактор Вадим Левенталь, издавший сборник пьес Дм. Данилова в именной серии "Книжная полка Вадима Левенталя". Втроем на Красной площади они прилюдно и поговорили о том, зачем издавать современную драматургию и что это вообще такое - современная драматургия. Кстати, для "Городца" это не первый опыт: перед сборником Данилова в нем вышел толстый том пьес фестиваля читок "Любимовка".

Отвечая на прямой вопрос Левенталя (который сам в студенческие годы выбирал между филологией и актерством), Данилов заявил, что современный театр - это такой театр, в котором силен момент эксперимента. "А как же разговоры об усталости от режиссерского театра, о том, что, мол, дайте нам текст классика, а не очередное "новое прочтение" с окрошкой из текстов?" - "заострил" Вадим. "Идите в Малый!" - мгновенно отреагировала Смурова.

Автор развил энергичное пожелание своего издателя. "Никакого засилья экспериментального театра на самом деле нет. Экспериментальный театр надо искать, а спектакли типа "Слишком женатый таксист" - они повсюду". При этом, продолжил Дм. Данилов, в каждом "потоке" пьес, который ему приходится отчитывать в качестве члена жюри того или иного конкурса, есть такие, которые можно читать как прозу. Неудивительно, что их и издают как прозу. А есть, признался он, и такие, которые вообще непонятно как читать: пьесы из нот, пьесы из математических формул и т.д.

Парадоксальным образом при этом сейчас наблюдается явный бум драматургических курсов: Дмитрий сам ведет два параллельных курса. При этом на них порой записываются вполне зрелые драматурги, что вызывает у него смущение: чему их он может научить? А вот сложившиеся прозаики в драматурги идут редко: петербуржцы Ольга Погодина-Кузмина и Сергей Носов - едва ли не единственное исключение (не считая, разумеется, самого Данилова).

Отвечая на вопрос, как он относится к тому, что режиссеры порой "курочат" его тексты, Данилов ответил: "Всё, что я на данный момент написал в прозе, можно отнести к экспериментальной прозе. Я не против экспериментов, но порой они заходят так далеко, что смотришь и не понимаешь: что это?! Это разве я написал?"

Возник также вопрос о таком специфическом жанре, как монопьеса. Чем она, собственно, отличается от рассказа, написанного от первого лица? По определению драматурга Михаила Дурненкова - тем, что пьеса "звучит". А вовсе не тем, что в пьесе действие, а в рассказе - описания: этот критерий уже не работает. А вот что в современной драматургии работает - это работа с разными актуальными дискурсами: феминистическим, протестным и т.д. Вероятно, это и можно считать ответом на вопрос, что же такое современная драматургия.