
Текст: Александр Беляев
Обложки с сайта eksmo.ru

Владимир Львов. «9 жизней Def Leppard. История успеха легендарной британской группы»
М.: Эксмо, Бомбора, 2021. – 256 с.
Владимир Львов – эксперт во всём этом волосатом метале. Много лет делал профильный культовый портал totalmetal.net.
Напомню, что группа выступала в России всего один раз, пресс-конференцию дала всего одну, и не сказать, чтобы длительную. Так что усилия Львова по сбору материала при ограниченном «доступе к телу» Джо Эллиота со товарищи – титанические. Но вообще-то книга скорее напоминает раздутый биографический очерк.
Со специфическим фанзиновским языком, что отдельный кайф. Есть же заповедники! Но хорошо, что российские авторы не боятся браться за иностранных артистов. Мир открыт, в интернете всё есть – дело за идеей и внятным повествованием. Талантом автора, в конечном итоге. Русский автор к тому же лучше знает, что нужно русскому читателю. Американец/англичанин/австралиец обычно в начале разводит сторителлинг, типа у каждого из нас есть история, связанная с моими героями, а я вот вспоминаю себе, как я слушаю пластинку ночью под одеялом... Но мы-то биографию купили, а не автофикшн! Львов скорее склоняется к простому хронологическому изложению фактов, сбрызнутых юмором, и без лишней философии и психоанализа в кавычках. Потому я и говорю, что получился скорее биографический очерк, такое житие Глухого Леопарда от альбома к альбому. Любопытно! А половина книги – подробнейшая дискография со всякими редкостями.
Алина Катран-Шиллинг. «BrainStorm. Ты не один. От песочницы до стадиона»
М.: Эксмо, Бомбора, 2021. – 288 с.

Повествование здесь столь же забавное, лёгкое и игривое, что и название. И намёк на прекрасную судьбу. Латыши Brainstorm, группа европейской славы, и есть такие. На позитиве. Автор это и передаёт.
Алина, российская журналистка, бывший корреспондент «Нашего Радио», имела «доступ к телу» всех музыкантов группы, менеджмента, коллег-музыкантов в диапазоне от Лёвы и Шуры из «Би-2» до Влади из «Касты». Очень объёмная картинка получилась. Вот я как-то написал в газетном репортаже после их очередного концерта в Москве, что-де когда взаимоотношения России с Западом испортятся окончательно, то только Brainstorm сможет нас примирить. Был квартет – станет дипкорпус. А что делать? Дошутился, похоже… Да, вот, собственно, книга – про отношения между нормальными людьми. Талантливыми. Независтливыми. А история – что история? Да истории успехов все похожи более или менее: собрались в школе, добивались-пробивались, прославились-заработали, распались/живут долго и счастливо и тому подобное. Правда, тут ещё накладывается специфика маленькой и вроде бы нерок-н-ролльной страны Латвии, где все всех знают, где талантливый подросток может прийти в телестудию какой-нибудь Елгавы и предложить делать программу, и ему тут же дадут эфир. Интересно! Но главное – атмосфера книги.
Вот я не фанат «Сторма», не часто слушаю их винил (но он есть у меня, да), и не представлял, кто их архетипический фанат. Но, господи, как же приятно читать речи нормальных людей, которые умеют дружить! Латыши, русские – ну какая разница?
Кстати, о фанатах. Есть эпизод, как к красивому вокалисту Ренарсу подкатили две юные россиянки, и на чистом латышском поведали ему, как любят эту группу. И что «латвиешу валоду» выучили лишь затем, чтоб понимать песни группы на латышском.
Они ж и правда хорошие. И люди, и песни.
Дэйв Мастейн. “Rust In Peace. Восхождение Megadeth на Олимп трэш-метала”
Пер. с англ. С. Ткачук
М.: Эксмо, «Бомбора», 2021. – 224 с.
Про плохих. 220-страничный опус, на котором мне хочется остановиться: как и почему она так сделана и что могло бы получиться.
Так пишет лидер Megadeth Дейв Мастейн в главе «Кода». То есть под занавес. А половина – про наркоту. Кто, где и в каком объёме употреблял, как слезал. Да, кстати, автором на обложке российского издания обозначен Дейв Мастейн, английский же оригинал уточняет, что Dave Mustaine with Joel Selvin. Притом что само повествование – куски интервью музыкантов группы, продюсеров, жены лидера коллектива и… самого Дейва Мастейна. Автор сам у себя интервью берёт?!

Вашему обозревателю тоже доводилось брать интервью у г-на Мастейна. Поразило, какой ершистый, горячий, неравнодушный. Я не мог не спросить про то, что меня во всём этом трэш-метале и безобразии музыкальном интересовало больше всего: про игру слов в текстах песен и названиях. «Металлистов все считали тупыми, а я решил доказать, что мы умеем думать и острить», – примерно так он мне ответил. Мастейн всю жизнь всем всё доказывает. Группе Metallica – что зря они его выгнали в ранние дни (пьяным ночью гнал грузовичок со спавшими коллегами); коллегам по цеху – что Megadeth самые умные, мелодичные, виртуозные, народные и так далее; себе – что не лузер. Господи, да «кейс Мастейна» даже рассматривается в поп-психологическом бестселлере «Тонкое искусство пофигизма». Там несчастный успешный Мастейн противопоставлен счастливейшему лузеру – Питу Бэсту (The ранние Beatles, ага).
Вот такая вот фигура. Персонаж. Но книга про него – образчик фанатского чтива. С лексикой типа «лирика» вместо «тексты песен» и «долбил порошок» (как это?). Дилетантское «Мы подписали лейбл Capitol». Всё наоборот! Это лейбл подписывает артиста, т.е. заключает контракт; группа никого не может «подписать», а если тут про «подписать подо что-то», то это уже не музыкальный жаргон, а сленг другой социальной страты, извините.
К середине это всё жутко надоедает, но там наконец появляются рассказы про работу в студии над тем самым альбомом “Rust In Peace”, который все продвинутые металлисты слушали на кассете в конце 80-х, гадая, как переводится странное название. Ну в общем понятно, что «Заржавей с миром» этот (антивоенная риторика, между прочим) сложился не благодаря, а вопреки. Звёзды сошлись. Так даже, что Мастейн женится на любимой. То есть смотрите: лечение от наркомании, жизненные проблемы, долги, неподъёмная студийная работа, перетряска состава, и – любовь. Такая, что жениться – на Гавайях! Вот центр сюжета. Как довлатовский герой удивлялся, откуда среди убожества и пошлости жизни («гитара, водка») берётся любовь – а вот так и берётся, с небес снисходит, не иначе.
И как об этом классно говорит жена, Пэт Мастейн, когда ей наконец дали слово:
Ей бы всё это написать, ей-богу. А мы пока послушаем на стриминге расширенное издание “Rust in Peace”, с демо-вариантами, ещё более погружаясь в атмосферу юной креативной злости. Которой, впрочем, и в книге предостаточно.