Текст: Людмила Прохорова
Участие в дискуссии «Тридцатилетние тридцатилетним. Разговор на равных» приняли молодые писатели, представители поколения миллениалов (люди, родившиеся между 1981 и 1996 годами) Ксения Буржская, Ольга Брейнингер, Вера Богданова, Татьяна Замировская (онлайн) и Мршавко Штапич.
Если вы пока не знакомы с этими авторами, то мы подготовили небольшую справку про каждого из них и их тексты, которая поможет лучше очертить круг тем, волнующих нынешних тридцатилетних. Конспектировать всю встречу мы не стали, а выделили самые интересные высказывания каждого автора. Но если вам стало интересно и хочется услышать всю полуторачасовую беседу, то ее можно найти в записи, которая выложена в группе «Российской креативной недели» во ВКонтакте (на общем видео павильона «Издательское дело и журналистика» эта дискуссия доступна с 7:20:00 до 8:35:00).
Вера Богданова. Писательница, переводчик, литературный обозреватель. Рассказы публиковались в журналах «Новый мир» и Bookmate Journal. В 2020 году рукопись романа Веры Богдановой «Павел Чжан и прочие речные твари» вошла в финал премии «Лицей» и получила спецприз от журнала «Юность» — «за мастерское следование канонам жанра и свободу романного дыхания». В 2021 году роман «Павел Чжан и прочие речные твари» был опубликован в «Редакции Елены Шубиной», вошел в финал премии «Нацбест», а также в Длинные списки премий «Большая книга» и «Ясная Поляна».
Из аннотации к книге «Павел Чжан и прочие речные твари»:
«Павел Чжан — талантливый программист крупной китайской компании в Москве. Бывший детдомовец, он упорно идёт к цели: перебрался из стремительно колонизирующейся России в метрополию, Китай, — и не испытывает угрызений совести, даже когда узнаёт, что его новый проект лежит в основе будущей государственной чипизации людей. Но однажды, во время волонтёрской поездки в детдом, Чжан встречает человека, который много лет назад сломал ему жизнь - и избежал наказания. Воспоминания пробуждают в Павле тьму, которой он и сам боится… «Павел Чжан и прочие речные твари» — роман о травме и её последствиях, о нравственном выборе, о справедливости - и относительности этого понятия, о китайских и славянских мифических чудовищах - и о чудовищах реальных, из плоти и крови».
Ксения Буржская. Журналист, поэт, соведущая Татьяны Толстой в YouTube-программе «Белый шум». Родилась в Ленинграде, с 2007 года живет в Москве. С 2014 по 2018 год жила во Франции, об этом опыте написала книгу «300 жалоб на Париж». Работает главным спичрайтером голосового помощника Алиса в Яндексе.
Из аннотации к книге «Мой белый» (М.: Inspiria, 2020):
«Если смешать все оттенки видимой части цветового спектра, то получится белый. Цвет снега. Цвет рамочки полароида. Цвет флага, который выбрасывают, если сдаются, потому что больше нет сил выдерживать боль или любовь, нет сил надеяться. Старшеклассница Женя связывает с белым цветом самые драгоценные моменты своей жизни — когда ее мамы были вместе, и в их общий дом еще не пришла измена; когда на белоснежных листах бумаги она писала новые и новые письма музыканту Лене, чувства к которому захватили все ее существо. Человеческая близость, человеческое счастье — есть ли что-то более хрупкое? Даже первый снег, кажется, лежит на земле дольше».
Ольга Брейнингер. Прозаик, литературный антрополог. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Доктор Гарвардского университета. Автор романа «В Советском Союзе не было аддерола», вошедшего в шорт-лист премии «НОС». В журнале «Дружба народов» ведет авторскую колонку «Блог-пост», посвященную литературным блогерам и блогам.
Из аннотации к книге «В Советском Союзе не было аддерола» (М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2017):
«Героиня романа — молодая женщина родом из СССР, докторант Гарварда, – участвует в «эксперименте века» по программированию личности. Идеальный кандидат для эксперимента, этническая немка, вырванная в 1990-е годы из родного Казахстана, – она вихрем пронеслась через Европу, Америку и Чечню в поисках дома, добилась карьерного успеха, но в этом водовороте потеряла свою идентичность. Завтра она будет представлена миру как «сверхчеловек», а сегодня вспоминает свое прошлое и думает о таких же, как она, – сломанных глобализацией и бесконечно одиноких молодых людях, для которых нет границ возможного и которым нечего терять».
Татьяна Замировская. Белорусская писательница и журналистка. Автор трех сборников рассказов, опубликованных издательством АСТ (Москва). Стипендиатка арт-резиденций Macdowell Colony и Virginia Center For Creative Arts (США), лауреат премии Горчева. Сейчас учится и живет в Нью-Йорке.
Из аннотации к книге «Смерти.net» (М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2021):
«Будущее, где можно пообщаться с умершим близким, — уже почти реально. Но что случится, если всех цифровых мертвых, загруженных в облако, объединить в общую сеть?.. Сможет ли «интернет для мертвых» влиять на реальный мир? И что делать, если тот, кто умер, — это ты сам, а родной человек не выходит на связь?»
Мршавко Штапич. Псевдоним Артёма Ляшенко. Редактор, волонтер, писатель. Родился в Вологодской области, живет в Москве. 10 лет работал на телевидении и участвовал как автор или редактор в 40 проектах. Автор книги «Плейлист волонтёра», вошедшей в шорт-лист премии «Национальный бестселлер», несколько лет жизни сам отдал поиску пропавших людей.
Из аннотации к книге «Плейлист волонтера» (М.: Inspiria, 2020):
«Вы часто можете увидеть сообщения о пропавших в социальных сетях или в СМИ. Но мало кто писал или пишет о людях, которые занимаются поисками. Кто-то, надевая разгрузку с рацией и навигатором, на самом деле не просто отправляется на поиск, а сбегает от собственных проблем, от одиночества, от нелюбимых и не любящих. От самого себя. Один из таких, несовершенных людей, которые спасают других — главный герой этой книги».