САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«777» Кирилла Рябова

Новая книга стремительно набирающего популярность петербуржца на самом деле не новая, ничего нового относительно его же творчества не сообщает, но читать ее – удовольствие

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка с сайта издательства
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка с сайта издательства

Текст: Андрей Мягков

Рябов Кирилл. 777 — М.: ИД «Городец», 2021. — 288 с.

Кирилл Рябов неспешно, молчком, но с завидной уверенностью пробирается в партер современной русской литературы – и, кажется, уже присмотрел там удобное кресло по себе, где-то в первых рядах. Еще недавно глубоко андеграундный петербуржец, Рябов усилиями «Нацбеста» (финалист-2020) и серии «Книжная полка Вадима Левенталя» все больше прирастает к словосочетанию «литературный мейнстрим». Только в этом году у него уже вышли две книги: «Никто не вернётся» и «777». О последней и поговорим – хотя, если честно, говорить придется скорее о творчестве Рябова как таковом.

Год назад я довольно подробно писал о бэкграунде молодого писателя и разбирал по косточкам «Пса», которым ему наконец удалось покорить метафорическое сердце литературного процесса: чтобы не повторяться, где-то рядом будет врезка. И дело не только в том, что мне лень переписывать ритуальное вступление со всеми вводными; просто «777» окончательно дает понять – Рябов все эти годы пишет одну и ту же книгу.

Небесполезная в свете такого заявления деталь: новый роман Кирилла (самый крупный из всех, хотя все равно небольшой, каких-то 280 страниц) на самом деле не новый. За последней точкой – вопросительным знаком, если вы педант – притаилась датировка «2011». Что не меняет сути, но автоматически задает несколько иную перспективу; хочется говорить не «повторяется», а «возвращается», «ходит по кругу» – и это куда более точное определение.

Пока Рябов писал мало, эти круги не бросались в глаза, но с выходом последних двух книг они как бы сползли под глаза его прозе: не замечать их уже не получается. Так, в «Никто не вернётся» (2021) герой приводит домой бомжа (крайне вонючего) и нянчится с ним – а в рассказе «Детей приносит аист» (сборник «Клей», 2015), Хоккеист приносил домой ворованного младенца. В «Псе» Бобровский вертелся в криминально-авантюрном сюжете а-ля братья Коэны – и в «777» герой вертится в точно таком же по фактуре сюжете. Снова то ли хтоническая, то ли хроническая российская глубинка, снова очень много собак и собачьих метафор, снова огромный долг и проблемы с жилплощадью, герой-аутсайдер, боевые коллекторы, звонки с неизвестного номера, несчастные и по-человечески симпатичные проститутки – даже дед с огнестрелом и божественными коннотациями на месте. Да что уж там: мимолетные улыбки на тему милиции и полиции, давно отцветшие к 2021 году – и те были. Едва ли не каждая частичка ДНК формально нового рябовского романа то ли перекликается с другими его текстами, то ли прямиком оттуда, без всяких перекличек. Но узнавание это так и не превращается в разочарованное «уже было», хотя и притупляет удовольствие: так бродишь кругами по знакомым местам, в которые приезжаешь после долгого отсутствия. Да, ничего нового: все та же пивнуха за рынком, шеренги тополей и торчащие из детской песочницы остовы винно-водочных изделий. Но так и новому взяться неоткуда, нацпроекты до пивнух не добираются.

Спор о том, действительно ли это писательский порок, пожалуй что вечен: еще Фолкнер обвинял Хемингуэя в трусости за то, что он «оставался в пределах того, что знал» и «не замахнулся на невозможное» – хотя оставался он в этих пределах «прекрасно». (Lion in the garden. Interviews with William Faulkner. New York, 1968. P. 81.) Вот и Рябов такой же: десятилетней давности «777» – по-настоящему хороший роман, несмотря на все «но». Скажем, события, движущие сюжет, здесь иногда живут в полнейшем отрыве не только от житейской логики – уровень алкоголя в крови позволяет, – но и от внутренней логики повествования, и это вышибает из текста. Чувствую себя БэдКомедианом, но неужели в провинциальных «Пятерочках» – а я бывал в провинциальных «Пятерочках» – в 2011 году не принимали карты настолько массово, чтобы это никак не объяснять в 2021-м? Да и переодеться в только что купленную одежду можно даже на самом захудалом рынке за какой-нибудь картонкой, которую услужливо подержит продавец – больше того, герой перед этим сидит в ресторанчике, в котором наверняка есть туалет, а переодеваться все равно топает в случайный подъезд – навстречу, понятно, приключениям. Такие ходы у Рябова иногда просто повисают ляпами – как и некоторые важные, казалось бы, линии. Так, сперва активно педалируется мечта героя о вокальной карьере, но затем она исчезает без всякого «пока». В ином случае – бог бы с ней, но мир книг Рябова – донельзя герметичный, сверху донизу завешанный исправно стреляющими ружьями, и уходящие в никуда линии здесь ощущаются багом, но никак не фичей. Еще иногда проскакивают непривычно лобовые характеристики персонажей: ничего страшного, даже цитировать неловко, но все эти взгляды «как у попавшего в капкан зверька» – такая же грубоватая выделка, как если бы я перешел к следующему абзацу, ни с того ни с сего написав «А что там с сюжетом?».

А вот что: главный герой с литературной (или киношной – кому что) фамилией Хлебников по пути на работу заходит купить сигарет, а взбрендивший банкомат выплевывает два миллиона прямо в его рабоче-крестьянское лицо. Распихав наличность куда придется, герой тут же решает сбежать от жены-мегеры, недружелюбного пасынка и нищеты: самолет, большой город, новая жизнь. Но не все так просто: без паспорта, который остался дома, далеко не улетишь. Ну а дальше по накатанной: немного запойного шопинга, запой обыкновенный, отель-клоповник на выезде из города, старый приятель из бандитского прошлого, подпольное казино: и вот уже Хлебников ввязывается в одну криминальную историю, не успев выпутаться из другой.

Пересказывать эти трагикомические злоключения – только удовольствие портить. А читательского удовольствия здесь немало; сюжет в «777» пободрее, чем в «Псе»: события валят одно за одним, без передышки, как в фильмах тех же Коэнов или Гая Ричи. Да и пишет Рябов из прошлого так же отлично, как сейчас – его болезненно короткие, лишенные эпитетов фразы идеально подходят для таких динамичных историй, а взгляд все так же умеет выхватывать важное из месива русской жизни: своя печальная червоточинка, иногда буквально в пару слов, найдется почти у каждого героя. В сценах соитий – которых тут очень, очень много – этот минимализм сам собой, кажется, мутирует в особо изощренный прием: секс, переданный набором монотонных технических описаний, ощущается как постукивания полых тел – в экзистенциальном смысле довольно отчаянные. Во что-то похожее вырождались плотские утехи в фильме «Племя» Мирослава Слабошпицкого.

При этом Рябов в духе Мартина МакДона постоянно маскирует отчаяние юмором и ты не понимаешь, смешно тебе сейчас или отчаянно. Хотя в «777», в отличие от «Пса», чаще все же смешно. Виноваты и общая тональность истории, куда более карнавальная, и герой: Бобровский был изрытый Чеченской войной, апатичный, в каком-то смысле уже омертвевший. Хлебников – персонаж куда более легковесный; любящий подраматизировать алкоголик с тонкой душевной организацией и комичным бандитским прошлым, которому как бы еще предстоит превратиться в Бобровского. А еще…

Про «777» вообще хочется рассказывать через «а еще», в необязательном формате заметок. А еще Рябову отлично удается передать панику и чехарду в голове человека, на которого свалились немыслимые деньги и руки которого творят немыслимые глупости. А еще по тональности и языку этот роман напоминает «Сами по себе» Сергея Болмата. А еще «777» можно с удовольствием прочитать и как простецкую авантюрную историю, и как полную символов притчу с внятными библейскими аллюзиями: есть тут и свой Иуда, и падшая Мария – она же проститутка Марика, – к которой герой воспылает ненадежной подростковой любовью… А еще это, кажется, совершенно необязательная книга; хорошая, человечная, но необязательная – ее точно так же хочется перебирать через «а еще» с другими книгами, в том числе самого Рябова, пока она медленно растворяется у тебя в памяти. Мозговой борозды, иначе говоря, не портит – но освоить какую-нибудь другую борозду автору пожалуй что не помешает. Чтобы было с чем еще пробираться в партер современной русской литературы.