САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Владимир Григорьев: «Служенье муз не терпит суеты»

Как привить детям любовь к чтению и с какими проблемами сталкивается современная детская литература?

Владимир Григорьев. Фото: Сергей Михеев/РГ
Владимир Григорьев. Фото: Сергей Михеев/РГ

Текст: ГодЛитературы.РФ

В сентябре в Москве впервые прошёл Всемирный конгресс IBBY – важнейшее событие в области дет­ской литературы. Целых три дня все, кто причастен к созданию детских книг – писатели, издатели, иллюстраторы, библиотекари и многие другие – делились опытом и обсуждали, как создавать интересные книги и приобщать малышей и школьников к чтению. Одним из членов Оргкомитета конгресса был Владимир Григорьев, вице-­президент Российского книжного союза, ответственный за многие книжные активности в России – в том числе Владимир Викторович является одним из организаторов стартующей на днях ММКЯ.

Журналистка еженедельника «Аргументы и Факты» Татьяна Уланова по горячим следам расспросила Григорьева о проблемах и надеждах детской литературы: публикуем главное из этой беседы. В кавычках: прямые выдержки из интервью.

О проблемах детской литературы в XXI веке

Главная проблема: "падение интереса детей к чтению, появление клипового сознания. Но у нас в стране возникла ещё одна – 20-летний образовательный провал. Те, кто учился в школах и университетах в ­1990-е и ­2000-е гг., пропустили то важное, что давала советская школа, – внимание к художественной литературе" – и теперь соответственно не могут предать этот опыт новому поколению. "Вся надежда – на бабушек и дедушек с традиционным набором: Чуковский, Носов, Барто, Маршак, Михалков, которые и сегодня переиздаются миллионными тиражами".

О новых выдающихся детских писателях

"Последние лет 10 мы живём в ожидании прорывов, заработали детские премии, мотивирующие молодых и талант­ливых писателей". Одна из главных проблем – в том, что книги и у нас, и за рубежом в основном не приносят денег, и авторам приходится подрабатывать кто кем горазд. "А ведь служенье муз не терпит суеты".

О сложностях, с которыми сталкиваются молодые авторы из провинции

Проблема действительно существует: 65–70% издательств расположились в Москве. "Однако и в СССР была центричность – в Москву хотели все".

Чтобы сегодня помочь молодым авторам из регионов, были в том числе запущены «Школы молодых писателей» в каждом федеральном округе и Всероссийский конкурс «Класс». "Таланты есть везде, главное – создать инфраструктуру, чтобы не упустить наиболее одарённых и помогать им развивать литературные способности".

О дороговизне книг

"У нас ещё одни из самых дешёвых книг в Европе. [Для такой стоимости] есть объективные обстоятельства: цены на бумагу, полиграфию". К тому же, правительство сейчас выделяет полмиллиарда рублей на обновление фондов детских библиотек, а многое можно и вовсе найти в интернете: "появляются потрясающие интернет-ресурсы, например Arzamas.academy. В следующем году ожидаем запуск интерактивного энциклопедического портала «Знание» – феноменальный интернет-ресурс на базе всех существующих энциклопедий".

О мировом опыте приобщения современных детей к чтению

"По большому счёту никто не понимает, что сегодня надо делать, чтобы [успешно приучать детей к чтению]. Весь мир должен изучать, как чтение в гаджетах влияет на сознание ребёнка, запоминает он тексты хуже или лучше. В Сингапуре попытались облегчить школьные ранцы, переведя все учебники в электронный вид. А потом стали отказываться: дать качественное образование только на планшете не получается".

В России в свою очередь создана Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения: "утвердили во всех ведомст­вах, кроме Минфина. Теперь боремся, чтобы началось финансирование. Сегодня очевидно: без навязывания – в хорошем смысле слова – навыков детского чтения развивать интеллектуальный потенциал нации невозможно".

О перспективах детского книгоиздания

Они определенно есть: появляются все новые и новые небольшие издательства, и они не закрываются в скором времени, а наоборот – набираются опыта и успешно работают. "А главное – создают очаровательный продукт. Даже для таких искушённых читателей, как я. Видели вы книги издательства «Самокат» – «История старой квартиры», «Транссиб. Поезд отправляется!»? Согласитесь, здорово?" Эти книги обязательно будут востребованы и за рубежом. "Надо только научиться правильному маркетингу, продюсированию".

О личном опыте: как влюбить ребёнка в чтение?

"Я использую разные медиа. Допустим, включаю фильм о львах. Потом даю сказку о львах, затем – энциклопедию. Происходит углубление в жизнь этих животных, которое перетекает в изучение Африки, в приключения… Огромный мир открывается не только с помощью чтения, но и аудиовизуальными средствами. Надо лишь найти тему, которая понравится ребёнку". Ну и конечно нужен личный пример: "чем больше чтения будет в семье, тем более значимыми будут успехи у детей".