Текст: ГодЛитературы.РФ
В сентябре в Москве впервые прошёл Всемирный конгресс IBBY – важнейшее событие в области детской литературы. Целых три дня все, кто причастен к созданию детских книг – писатели, издатели, иллюстраторы, библиотекари и многие другие – делились опытом и обсуждали, как создавать интересные книги и приобщать малышей и школьников к чтению. Одним из членов Оргкомитета конгресса был Владимир Григорьев, вице-президент Российского книжного союза, ответственный за многие книжные активности в России – в том числе Владимир Викторович является одним из организаторов стартующей на днях ММКЯ.
Журналистка еженедельника «Аргументы и Факты» Татьяна Уланова по горячим следам расспросила Григорьева о проблемах и надеждах детской литературы: публикуем главное из этой беседы. В кавычках: прямые выдержки из интервью.
О проблемах детской литературы в XXI веке
Главная проблема: "падение интереса детей к чтению, появление клипового сознания. Но у нас в стране возникла ещё одна – 20-летний образовательный провал. Те, кто учился в школах и университетах в 1990-е и 2000-е гг., пропустили то важное, что давала советская школа, – внимание к художественной литературе" – и теперь соответственно не могут предать этот опыт новому поколению. "Вся надежда – на бабушек и дедушек с традиционным набором: Чуковский, Носов, Барто, Маршак, Михалков, которые и сегодня переиздаются миллионными тиражами".
О новых выдающихся детских писателях
"Последние лет 10 мы живём в ожидании прорывов, заработали детские премии, мотивирующие молодых и талантливых писателей". Одна из главных проблем – в том, что книги и у нас, и за рубежом в основном не приносят денег, и авторам приходится подрабатывать кто кем горазд. "А ведь служенье муз не терпит суеты".
О сложностях, с которыми сталкиваются молодые авторы из провинции
Проблема действительно существует: 65–70% издательств расположились в Москве. "Однако и в СССР была центричность – в Москву хотели все".
Чтобы сегодня помочь молодым авторам из регионов, были в том числе запущены «Школы молодых писателей» в каждом федеральном округе и Всероссийский конкурс «Класс». "Таланты есть везде, главное – создать инфраструктуру, чтобы не упустить наиболее одарённых и помогать им развивать литературные способности".
О дороговизне книг
"У нас ещё одни из самых дешёвых книг в Европе. [Для такой стоимости] есть объективные обстоятельства: цены на бумагу, полиграфию". К тому же, правительство сейчас выделяет полмиллиарда рублей на обновление фондов детских библиотек, а многое можно и вовсе найти в интернете: "появляются потрясающие интернет-ресурсы, например Arzamas.academy. В следующем году ожидаем запуск интерактивного энциклопедического портала «Знание» – феноменальный интернет-ресурс на базе всех существующих энциклопедий".
О мировом опыте приобщения современных детей к чтению
"По большому счёту никто не понимает, что сегодня надо делать, чтобы [успешно приучать детей к чтению]. Весь мир должен изучать, как чтение в гаджетах влияет на сознание ребёнка, запоминает он тексты хуже или лучше. В Сингапуре попытались облегчить школьные ранцы, переведя все учебники в электронный вид. А потом стали отказываться: дать качественное образование только на планшете не получается".
В России в свою очередь создана Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения: "утвердили во всех ведомствах, кроме Минфина. Теперь боремся, чтобы началось финансирование. Сегодня очевидно: без навязывания – в хорошем смысле слова – навыков детского чтения развивать интеллектуальный потенциал нации невозможно".
О перспективах детского книгоиздания
Они определенно есть: появляются все новые и новые небольшие издательства, и они не закрываются в скором времени, а наоборот – набираются опыта и успешно работают. "А главное – создают очаровательный продукт. Даже для таких искушённых читателей, как я. Видели вы книги издательства «Самокат» – «История старой квартиры», «Транссиб. Поезд отправляется!»? Согласитесь, здорово?" Эти книги обязательно будут востребованы и за рубежом. "Надо только научиться правильному маркетингу, продюсированию".
О личном опыте: как влюбить ребёнка в чтение?
"Я использую разные медиа. Допустим, включаю фильм о львах. Потом даю сказку о львах, затем – энциклопедию. Происходит углубление в жизнь этих животных, которое перетекает в изучение Африки, в приключения… Огромный мир открывается не только с помощью чтения, но и аудиовизуальными средствами. Надо лишь найти тему, которая понравится ребёнку". Ну и конечно нужен личный пример: "чем больше чтения будет в семье, тем более значимыми будут успехи у детей".