САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

В Петербурге открылся первый театральный фестиваль "Вперед к Островскому!"

Какие театры покажут в Северной столице свои работы и что ждать зрителю, "Российской газете" рассказал директор Театра-фестиваля "Балтийский дом" Сергей Шуб

Сцена из спектакля 'Глумов' / baltic-house.ru
Сцена из спектакля 'Глумов' / baltic-house.ru

Текст: Инесса Суворова (Санкт-Петербург)/РГ

В Петербурге открылся первый всероссийский театральный фестиваль "Вперед к Островскому!". Будут представлены лучшие современные постановки пьес великого драматурга в исполнении творческих коллективов страны. О том, какие именно театры покажут в Северной столице свои работы и что ждать зрителю, рассказал главный идейный вдохновитель и организатор празднества, директор Театра-фестиваля "Балтийский дом" Сергей Шуб.

Сергей Григорьевич, новый фестиваль называется "Вперед к Островскому!". Почему такое название, почему он начинается сейчас, за два года до 200-летнего юбилея драматурга? Почему идет в Петербурге?

Сергей Шуб: Название идет от знаменитого лозунга "Назад к Островскому!", который родился в 1923 году, во времена укрепления в стране нового политического строя. Это было призванием Луначарского к современникам не забывать о реалистическом, социально-психологическом театре. Нынче это звучит: "Вперед к Островскому!", как призыв сохранить в будущем классический психологический театр.

Этим фестивалем мы хотим представить в Петербурге то, что называется русской театральной провинцией. У меня особое отношение к этому явлению: некоторое время я жил в Архангельске и ходил в местный драматический театр. И это было очень интересно. Там течет своя, не менее яркая жизнь, до которой, к сожалению, не всегда доходят лучи славы "Золотой маски". И эта жизнь по своему менталитету, как мне кажется, куда ближе зрителю. Зритель, как и раньше, открыт традиционному русскому театру, который еще называют психологическим, душевным, где все вперемешку - и смех, и слезы. Это театр, в основе которого лежит известная фраза Станиславского: "Верю!"

Тем более что 2023 год уже объявили Годом Островского. Нынешним летом в Щелыково, Костромской области, на родине Александра Николаевича, уже стартовал марафон праздничных юбилейных мероприятий. Именно там и родилась идея провести трехлетний театральный фестиваль, посвященный драматургу.

Все три года он будет идти в Санкт-Петербурге?

Сергей Шуб: На этот вопрос пока нет ответа. Конечно, мы хотим, чтобы это было здесь. Но в стране еще много городов, связанных с именем писателя. Возможно, это будет Ярославль или Кострома. Кстати, в городе Кинешма есть театр имени Островского, который создан при участии членов семьи драматурга и носит это имя с первого дня своего существования. Поэтому наша фестивальная команда готова к работе в любом городе России. К тому же мы не ограничимся только им. У "Балтийского дома" есть фестиваль русскоязычных театров стран СНГ и Балтии - "Встречи в России", в рамках которого в 2023 году мы планируем собрать творческие коллективы, в репертуарах которых идут пьесы Островского. Но это будут театры не только нашей страны, но со всего мира.

Как рождалась программа фестиваля "Вперед, к Островскому!"?

Сергей Шуб: В первую очередь мы ориентировались на те постановки, которые сейчас пользуются успехом в регионах. Опирались на реноме театра, имена режиссеров-постановщиков. Несколько спектаклей посмотрели специально. Рад, что все, к кому мы обратились, ответили с большим вниманием и согласием. Хотя некоторым театрам пришлось для этого подкорректировать свои планы.

Мне кажется, программа получилась довольно интересная. Из хорошо известных режиссерских имен, в том числе и петербургской публике - Михаил Бычков, Дмитрий Астрахан, давний наш друг, главный режиссер русского драматического театра в Казани Александр Славутский. Вообще среди участников много наших друзей. К примеру, коллектив Театра им. Вахтангова из Владикавказа, с которым мы тесно общаемся в рамках фестиваля Национальных театров России "Крымская театральная осень". И конечно, я очень рад, что мы открываем театральный марафон спектаклем московского Малого театра, который по праву называют Домом Островского. Они покажут "На всякого мудреца довольно простоты" в постановке режиссера Владимира Бейлиса. В спектакле заняты: блистательная народная артистка Ирина Муравьева в роли Клеопатры Львовны Мамаевой, народные артисты Александр Клюквин и Валерий Афанасьев, молодыми актеры театра.

А что покажет "Балтийский дом"?

Сергей Шуб: Мы представим два спектакля. На Большой сцене - "Волки и овцы", в котором играет лауреат высшей театральной премии Петербурга "Золотой Софит" Наталья Парашкина. Режиссер Анджей Бубень поставил вот эту самую нескучную и остромодную классику, которая точно понравится всем. На Малой - "Женитьба Белугина". Эту постановку хорошо знают и любят наши зрители.

Скажу еще, что кроме показа спектаклей, на фестивале состоится круглый стол "…к Островскому", который - спасибо Александринскому театру - пройдет в их знаменитом Артистическом фойе. К разговору приглашены очень достойные люди - писатели, режиссеры, театральные критики. Это будет конференция на тему, что для нас сегодня Островский и что для него мы. Ну и, конечно, нам важно не только отдать дань драматургу, который абсолютно созвучен русской душе, но и поговорить о сегодняшнем, завтрашнем дне театра. Ведь темы пьес Островского остаются совершенно актуальными и сегодня.

Проблемы, затронутые в его пьесах, не меняются, вот что удивительно. И люди не меняются. Разве не бывает сегодня, что зрелая дама выходит замуж за юнца? Или не обманывает один делец другого? Или карьеристы не идут на все, ради теплого кресла?

А семейная тематика? В прошлом веке все привыкли осуждать Кабаниху. А у нее трагедия: сын пьет, невестка на соседа заглядывается. Она изо всех сил старается хоть какие-то семейные скрепы сохранить. И "Бесприданница" так же актуальна, и "На всякого мудреца довольно простоты" - тоже.

В одной из постановок героиня Островского живет в панельной пятиэтажке, слушает Земфиру…

Сергей Шуб: На самом деле не важно, какой костюм надет на герое. Он может слушать Земфиру. Или Pink Floyd. Или Льва Лещенко. Вопрос в том, насколько этот художественный продукт является убедительным, насколько он волнует сердце и душу зрителя. Сам Островский в любом антураже не потеряется, если режиссер сумеет сохранить мысль автора.

Сегодня в России более 600 театров, и они все разные. Некоторые ищут новые формы, другие остаются более традиционными. Пафосом фестиваля "Вперед к Островскому!" будет некий поклон в сторону русского театра с его душевными традициями. Это не отменяет новых режиссерских решений. Но при этом напоминает от ценности психологического театра, который, между прочим, является достоянием ЮНЕСКО.

Источник: rg.ru