САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Счастье — это когда тебя понимают». Станислав Ростоцкий

Три картины Станислава Ростоцкого были признаны лучшими фильмами года — «Доживем до понедельника», «…А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо». Два из них — номинированы на «Оскар»

Исполняется 100 лет со дня рождения режиссера Станислава Ростоцкого / Афиша фильма 'Дожтием до понедельника' / kinopoisk.ru
Исполняется 100 лет со дня рождения режиссера Станислава Ростоцкого / Афиша фильма 'Дожтием до понедельника' / kinopoisk.ru

Текст: ГодЛитературы.РФ

Станислав Ростоцкий. Фото: Wikipedia

Станислав Ростоцкий родился 21 апреля 1922 года в Рыбинске, в семье врача Иосифа Болеславовича и модистки Лидии Карловны Ростоцких. Отец происходил из польского аристократического рода; дед служил генералом в Русской императорской армии, был назначен прокурором лично государем императором.

В возрасте пяти лет будущий режиссер посмотрел «Броненосец „Потёмкин“» и «заболел» кинематографом. В 1936 году он встретился с режиссёром культового фильма Сергеем Эйзенштейном. В 14 лет утвержден на эпизодическую роль в его фильме «Бежин луг», который так и не был завершён.

В 1940 году Ростоцкий поступил в Московский институт философии и литературы, затем собирался пойти во ВГИК. Планы нарушила Великая Отечественная война. В 1942 году Станислава Ростоцкого призвали на фронт.

В сражении будущий режиссер попал под танк, и его, чудом выжившего, вытащила с поля боя медсестра, которой потом будет посвящена картина «…А зори здесь тихие».

Станислав Ростоцкий говорил, что ему «не дали погибнуть живые люди, которые были готовы пожертвовать собой ради товарища». Военная тема в творчестве режиссера — дань погибшим на поле боя и всем, кто выжил.

Кадр из фильма "Дело было в Пенькове". Фото: kino-teatr.ru

Временем рождения режиссера Станислава Ростоцкого кинокритики считают 1957 год, когда была снята картина «Дело было в Пенькове».

Главной своей работой Ростоцкий считал фильм «Доживем до понедельника» (1968), — три дня из жизни 9-го класса обычной советской средней школы. В картине показано противостояние взрослых, мыслящих «по образцу», и молодого поколения, которое смотрит на те же вещи другими глазами. Когда картину показали на Всесоюзном съезде учителей, они стоя скандировали «Мо-лод-цы!» поднявшимся на сцену режиссеру и актерам.

В 1973 году была номинирована на «Оскар» картина Ростоцкого «…А зори здесь тихие» как лучший фильм на иностранном языке. Несмотря на законы военного времени, убийство женщины предстает в картине кощунством, покушением на весь человеческий род.

Писатель Борис Васильев: «С Ростоцким у меня была самая счастливая работа в кино. Мы вместе на Валдае писали сценарий («А зори здесь тихие». - Прим.ред.), потом я присутствовал на отборе актеров и на съемочной площадке. Он не вставил в картину ни одного слова, против которого я выступал.

Никто так не уважал авторское право, как он».
Кадр из фильма "А зори здесь тихие..." Фото: kino-teatr.ru

Вторым фильмом, номинированным на «Оскар», стал «Белый Бим, Черное ухо» (1977) — экранизация одноимённой книги Гавриила Троепольского. Ростоцкий писал, что стремился тронуть разум и душу зрителя, чтобы чувства эти рождали энергию борьбы и «подводили зрителя к активной гражданственной позиции по отношению к жизни».

«Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми», — говорил писатель и сценарист Гавриил Троепольский.

Кадр из фильма «Белый Бим, Черное ухо» (1977). Фото: kino-teatr.ru

Ростоцкий снял множество фильмов, среди которых «Майские звезды» (1959), «Герой нашего времени» (1966) — экранизация одноимённого романа Лермонтова, «Эскадрон гусар летучих» (1980, совместно с режиссером Никитой Хубовым) с песнями на стихи Дениса Давыдова; «И на камнях растут деревья» (1985), «На семи ветрах» (1962). Ко многим своим фильмам он писал сценарии.

Цитаты из фильма «Доживем до понедельника

Главный его дар — ощущать чужое страдание более остро, чем свое; именно этот дар рождает бунтарей и поэтов.

Кадр из фильма «Доживем до понедельника» (1968). Фото: kino-teatr.ru

Счастье — это когда тебя понимают.

Человеку необходимо состояние влюблённости. В кого-нибудь или во что-нибудь. Всегда. Всю дорогу. Иначе неинтересно жить. Ну а мне проще всего влюбиться в тебя.

Это же невозможно — объяснить счастье... Всё равно что прикнопить к бумаге зайчик.

  • — Опять моросит?
  • — Мам, ты не замечала, что в безличных предложениях есть какая-то безысходность? Моросит… Ветрено… Темнеет… А знаешь, почему? Не на кого жаловаться. И не с кем бороться.

От большинства людей остается только тире между двумя датами.

То и дело слышу: «Жорес не учёл, Герцен не сумел, Толстой недопонял...». Словно в истории орудовала компания двоечников!

История — наука, которая делает человека гражданином.

  • — Принципами не пообедаешь, не поправишь здоровье, не согреешься.
  • — А принципы не шашлык, не витамин B12, не грелка. Некоторые чудаки ради них жертвуют обедом. Бывает плата и подороже, в 41-м, под Вязьмой, мы с тобой это хорошо понимали...

Сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает белена с чертополохом.


  • "Ради бога, трубку дай" - песня из к/ф "Эскадрон гусар летучих (1980). Стихи Дениса Давыдова. Музыка Александра Журбина; исполняет Александр Хочинский.