Мы решили продолжить практику комментирования сочинений, которые поступают к нам со всех уголков страны. Предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества, поэтому мы благодарим за доверие и умение прислушаться к конструктивной критике. Мы не будем указывать имена и города, чтобы и у вас, и у комментаторов были те же условия, перед которыми оказываются учащиеся и эксперты во время проведения реального ЕГЭ.
Но иногда свои сочинения разрешают опубликовать ученики наших репетиторов, и это одно из таких.
Если хотите получить подобный разбор, отправляйте тексты своих сочинений по русскому языку и литературе на почту shipilova@godliteratury.ru, в теме указывая "Комментарий к сочинению". Подробности здесь.
Обозначения:
- полужирный курсив - ошибки, которые нужно исправить;
- подчеркнутый - неточности, которые необходимо доработать.
10.1 Что придаёт центральному образу стихотворения художественную яркость и глубину?
Россия
- Опять, как в годы золотые,
- Три стёртых треплются шлеи,
- И вязнут спицы расписные
- В расхлябанные колеи...
- Россия, нищая Россия,
- Мне избы серые твои,
- Твои мне песни ветровые, —
- Как слёзы первые любви!
- Тебя жалеть я не умею
- И крест свой бережно несу...
- Какому хочешь чародею
- Отдай разбойную красу!
- Пускай заманит и обманет, —
- Не пропадёшь, не сгинешь ты,
- И лишь забота затуманит
- Твои прекрасные черты...
- Ну что ж? Одно заботой боле —
- Одной слезой река шумней
- А ты всё та же — лес, да поле,
- Да плат узорный до бровей...
- И невозможное возможно,
- Дорога долгая легка,
- Когда блеснёт в дали дорожной
- Мгновенный взор из-под платка,
- Когда звенит тоской острожной
- Глухая песня ямщика!..
Центральным образом стихотворения А. А. Блока «Россия» является многогранный образ России. Блок придаёт ему художественную яркость и глубину с помощью синтаксических средств и тропов. Автор оканчивает все строфы многоточием или восклицательным предложением, с помощью чего передаёт разнообразное настроение: то неопределённо и необъятность мыслей о стране через многоточие, то уверенность и эмоциональность с помощью восклицательных предложений. Однако финальная строфа оканчивается «восклицательным многоточием», тем самым автор передаёт яркость и эмоциональность русского пейзажа, но подчеркивает необъятность и многогранность образа России-родины. Ведь Блок олицетворяет Россию и называет её «нищей», однако просит «отдать разбойную красу» и пишет о её «прекрасных чертах». Таким образом с помощью эпитетов Блок передаёт яркость Великой страны, а синтаксические средства углубляют художественный образ.
Критерии | Максимальный балл | Полученный балл |
1. Соответствие ответа заданию | 2 | 2 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | 2 | 2 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | 2 | 1 |
Итого: | 6 | 5 |
11. В каком произведении русских поэтов воссоздан образ России и в чём его сходство и различие со стихотворением А. А. Блока.
В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» так же, как и в стихотворении Блока «Россия», воссоздан образ России. Некрасов в описании России так же, как и Блок, обращает внимание читателя на неоднозначность образа Великой, необъятной страны. Блок в описании пейзажа использует полярные эпитеты: «прекрасные черты», но «нищая Россия», «расхлябанные колеи». Некрасов же добивается многогранности образа через сюжет, описывая как «светлые» пейзажи Руси, сильные характеры героев (Матрёна прошла через смерть сына, побои мужа), так и «тёмные», жестокие отношения сумасшедшего барина и крестьян, ведь из-за идеи «добровольного рабства» и её воплощения крестьянами, погиб ни в чём не повинный Агап. Оба поэта уделяют внимание пейзажу. Однако стилистически речь произведений различается, Блок использует частицы, чтобы придать возвышенности стихотворению («Ну что ж?», «лес, да поле»). А Некрасов, напротив, в поэме использует большое количество просторечий, чтобы точнее передать атмосферу простого крестьянского быта.
Критерии | Максимальный балл | Полученный балл |
1. Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом | 2 | 2 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | 4 | 4 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | 2 | 1 |
Итого: | 8 | 7 |
Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)
Иногда хочется похвастаться результатом. Вот, хвастаюсь. Одна из моих самых любимых учениц периодически радует меня тонким пониманием лирического текста. Но я буду не я, если не найду к чему придраться. Потому что лучше я, чем проверяющий на экзамене.
Сначала замечания по заданию 10:
- "неопределённо и необъятность мыслей о стране" - что за необъятность мыслей? это как? не надо усиливать эффект там, где он уже и так достаточно усилен: просто "неопределенность в мыслях о стране";
- "тем самым автор передаёт яркость и эмоциональность русского пейзажа, но подчеркивает необъятность и многогранность образа России-родины" - с противопоставительным союзом "но" всегда нужно быть аккуратным, потому что в двух частях предложения должны тогда присутствовать действительно противоположные мысли, а здесь их нет, наоборот, здесь мысль плавно из главного предложения перетекает в по сути придаточное, поэтому союз "но" лучше заменить на "что";
- "Таким образом с помощью эпитетов Блок передаёт яркость Великой страны" - ну, во-первых, зачем "великой" с прописной буквы? Мы все свою страну, конечно, любим, но все же тут надо со строчной буквы; во-вторых, "передать яркость" можно в живописи, а в стихах скорее можно при помощи эпитетов ее создать, и не саму яркость, а яркий образ, и можно так и написать "создает яркий образ великой страны";
- "А Некрасов, напротив, в поэме использует большое количество просторечий" - в поэме Некрасов скорее использует большое количество народно-поэтической лексики.
Замечания по заданию 11:
- "Блок в описании пейзажа использует полярные эпитеты" - что за "полярные эпитеты", когда они там явно контрастные?
- "использует частицы, чтобы придать возвышенности стихотворению («Ну что ж?», «лес, да поле»)" - вот здесь скорее всего будет снят балл за логическую ошибку, потому что как-то слабо себе представляется, чтобы частицы придавали стихотворению возвышенности; к тому же в цитате "лес, да поле" присутствует не частица, а всю же союз "да". Здесь надо менять цитату, и если хочется все-таки обратить внимание на частицы, то понять, зачем они нужны автору, и можно написать как-то так: "Блок использует частицы, чтобы показать лиричность и одухотворенность своего лирического героя («Ну что ж?», «А ты всё та же»)".
Из плюсов хочется отметить обращение не только к литературоведческим терминам, но и к терминам из русского языка: синтаксические средства, частицы. Действительно, важно помнить, что анализ легче проводить, опираясь на терминологию, но терминологией можно пользоваться самой разной - от тропов до обращения к частям речи и синтаксису.