САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Примеры сочинений ЕГЭ (10 и 11 задания по литературе). Александр Блок

Практикуемся вместе перед экзаменами. Комментарии к заданию 10 и 11 в ЕГЭ по литературе: Александр Блок

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Мы решили продолжить практику комментирования сочинений, которые поступают к нам со всех уголков страны. Предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества, поэтому мы благодарим за доверие и умение прислушаться к конструктивной критике. Мы не будем указывать имена и города, чтобы и у вас, и у комментаторов были те же условия, перед которыми оказываются учащиеся и эксперты во время проведения реального ЕГЭ.

Но иногда свои сочинения разрешают опубликовать ученики наших репетиторов, и это одно из таких.

Если хотите получить подобный разбор, отправляйте тексты своих сочинений по русскому языку и литературе на почту shipilova@godliteratury.ru, в теме указывая "Комментарий к сочинению". Подробности здесь.

Обозначения:

  • полужирный курсив - ошибки, которые нужно исправить;
  • подчеркнутый - неточности, которые необходимо доработать.

10.1 Что придаёт центральному образу стихотворения художественную яркость и глубину?

Россия

  • Опять, как в годы золотые,
  • Три стёртых треплются шлеи,
  • И вязнут спицы расписные
  • В расхлябанные колеи...

  • Россия, нищая Россия,
  • Мне избы серые твои,
  • Твои мне песни ветровые, —
  • Как слёзы первые любви!

  • Тебя жалеть я не умею
  • И крест свой бережно несу...
  • Какому хочешь чародею
  • Отдай разбойную красу!

  • Пускай заманит и обманет, —
  • Не пропадёшь, не сгинешь ты,
  • И лишь забота затуманит
  • Твои прекрасные черты...

  • Ну что ж? Одно заботой боле —
  • Одной слезой река шумней
  • А ты всё та же — лес, да поле,
  • Да плат узорный до бровей...

  • И невозможное возможно,
  • Дорога долгая легка,
  • Когда блеснёт в дали дорожной
  • Мгновенный взор из-под платка,
  • Когда звенит тоской острожной
  • Глухая песня ямщика!..

Центральным образом стихотворения А. А. Блока «Россия» является многогранный образ России. Блок придаёт ему художественную яркость и глубину с помощью синтаксических средств и тропов. Автор оканчивает все строфы многоточием или восклицательным предложением, с помощью чего передаёт разнообразное настроение: то неопределённо и необъятность мыслей о стране через многоточие, то уверенность и эмоциональность с помощью восклицательных предложений. Однако финальная строфа оканчивается «восклицательным многоточием», тем самым автор передаёт яркость и эмоциональность русского пейзажа, но подчеркивает необъятность и многогранность образа России-родины. Ведь Блок олицетворяет Россию и называет её «нищей», однако просит «отдать разбойную красу» и пишет о её «прекрасных чертах». Таким образом с помощью эпитетов Блок передаёт яркость Великой страны, а синтаксические средства углубляют художественный образ.

КритерииМаксимальный баллПолученный балл
1. Соответствие ответа заданию22
2. Привлечение текста произведения для аргументации22
3. Логичность и соблюдение речевых норм21
Итого:65


11. В каком произведении русских поэтов воссоздан образ России и в чём его сходство и различие со стихотворением А. А. Блока.

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» так же, как и в стихотворении Блока «Россия», воссоздан образ России. Некрасов в описании России так же, как и Блок, обращает внимание читателя на неоднозначность образа Великой, необъятной страны. Блок в описании пейзажа использует полярные эпитеты: «прекрасные черты», но «нищая Россия», «расхлябанные колеи». Некрасов же добивается многогранности образа через сюжет, описывая как «светлые» пейзажи Руси, сильные характеры героев (Матрёна прошла через смерть сына, побои мужа), так и «тёмные», жестокие отношения сумасшедшего барина и крестьян, ведь из-за идеи «добровольного рабства» и её воплощения крестьянами, погиб ни в чём не повинный Агап. Оба поэта уделяют внимание пейзажу. Однако стилистически речь произведений различается, Блок использует частицы, чтобы придать возвышенности стихотворению («Ну что ж?», «лес, да поле»). А Некрасов, напротив, в поэме использует большое количество просторечий, чтобы точнее передать атмосферу простого крестьянского быта.

КритерииМаксимальный баллПолученный балл
1. Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом22
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации44
3. Логичность и соблюдение речевых норм21
Итого:87




Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)

Иногда хочется похвастаться результатом. Вот, хвастаюсь. Одна из моих самых любимых учениц периодически радует меня тонким пониманием лирического текста. Но я буду не я, если не найду к чему придраться. Потому что лучше я, чем проверяющий на экзамене.

Сначала замечания по заданию 10:

  • "неопределённо и необъятность мыслей о стране" - что за необъятность мыслей? это как? не надо усиливать эффект там, где он уже и так достаточно усилен: просто "неопределенность в мыслях о стране";
  • "тем самым автор передаёт яркость и эмоциональность русского пейзажа, но подчеркивает необъятность и многогранность образа России-родины" - с противопоставительным союзом "но" всегда нужно быть аккуратным, потому что в двух частях предложения должны тогда присутствовать действительно противоположные мысли, а здесь их нет, наоборот, здесь мысль плавно из главного предложения перетекает в по сути придаточное, поэтому союз "но" лучше заменить на "что";
  • "Таким образом с помощью эпитетов Блок передаёт яркость Великой страны" - ну, во-первых, зачем "великой" с прописной буквы? Мы все свою страну, конечно, любим, но все же тут надо со строчной буквы; во-вторых, "передать яркость" можно в живописи, а в стихах скорее можно при помощи эпитетов ее создать, и не саму яркость, а яркий образ, и можно так и написать "создает яркий образ великой страны";
  • "А Некрасов, напротив, в поэме использует большое количество просторечий" - в поэме Некрасов скорее использует большое количество народно-поэтической лексики.

Замечания по заданию 11:

  • "Блок в описании пейзажа использует полярные эпитеты" - что за "полярные эпитеты", когда они там явно контрастные?
  • "использует частицы, чтобы придать возвышенности стихотворению («Ну что ж?», «лес, да поле»)" - вот здесь скорее всего будет снят балл за логическую ошибку, потому что как-то слабо себе представляется, чтобы частицы придавали стихотворению возвышенности; к тому же в цитате "лес, да поле" присутствует не частица, а всю же союз "да". Здесь надо менять цитату, и если хочется все-таки обратить внимание на частицы, то понять, зачем они нужны автору, и можно написать как-то так: "Блок использует частицы, чтобы показать лиричность и одухотворенность своего лирического героя («Ну что ж?», «А ты всё та же»)".

Из плюсов хочется отметить обращение не только к литературоведческим терминам, но и к терминам из русского языка: синтаксические средства, частицы. Действительно, важно помнить, что анализ легче проводить, опираясь на терминологию, но терминологией можно пользоваться самой разной - от тропов до обращения к частям речи и синтаксису.