Текст: ГодЛитературы.РФ
Генрих Семирадский (1843—1902) поляк по происхождению, учился в Харькове и Петербурге, бóльшую часть жизни работал в Италии. Одни современники называли его "последним классиком", другие, как Репин, люто ненавидели за "оторванность от нужд народа" и равнодушие к "общественным вопросам", но и те признавали его выдающуюся технику. Семирадский изображал античность так осязаемо, что впоследствии по его картинам писали литературные произведения и снимали фильмы. Но и сам он охотно использовал классические литературные тексты, в том числе инкорпорируя их прямо в картины.
Ниже — несколько примеров того, как это происходит.
Всего на выставке в Новой Третьяковке представлено около 100 работ Семирадского и мастеров его круга из российских и зарубежных собраний. Графику, живопись и скульптуру второй половины XIX века дополняют работы современных художников — произведения авторов «Новой академии» Тимура Новикова и фотографии Тимофея Парщикова «Times New Roman».
Выставка продлится до 3 июля 2022.
«Отдых патриция», 1881
На свитке, лежащем на мраморной скамье, воспроизведено стихотворение из сборника античной анакреонтики – произведений анонимных авторов позднеэллинистического – ранневизантийского периодов, подражавших Анакреконту, одному из «девяти лириков» Древней Греции, воспевавшего радости простой деревенской жизни. Имя поэта указано художником на красной бирке свитка.
- Как пьет земля сырая,
- Так из земли – деревья,
- А море пьет из речек,
- А солнце пьет из моря,
- А месяц пьет из солнца.
- Друзья мои, за что же
- Вы пить мне не даете?
- Пер. М. Гаспарова (1998)
«Оргия времен Тиберия на острове Капри», 1881
Одним из источников сюжета могли послужить слова Светония:
- «Капри – остров, больше всего привлекательный для него тем, что высадиться там можно было в одном лишь небольшом месте, а с остальных сторон он был огражден крутизной высочайших скал и глубью моря. (…) На Капри до сих пор показывают место бойни: отсюда осужденных после долгих и изощренных пыток сбрасывали в море у него на глазах»
- («Светоний. 1990, С. 94. 102)
«Светочи христианства», 1876
// «Анналы» Тацита
Нерон обвинил христиан в поджоге Рима в июле 64 г. н.э. и обрек их на страшную казнь (они были сожжены живьем как факелы).