САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Генрих Семирадский и его "разговорчивые" картины

"По примеру богов" — большая выставка художника-академиста, открывшаяся в Третьяковской галерее, помимо прочего, дает пример синтеза классической живописи и классической (античной) литературы

Генрих Ипполитович Семирадский – Опасный урок / Около 1895. Переславль-Залесский Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Генрих Ипполитович Семирадский – Опасный урок / Около 1895. Переславль-Залесский Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Текст: ГодЛитературы.РФ

Генрих Семирадский (1843—1902) поляк по происхождению, учился в Харькове и Петербурге, бóльшую часть жизни работал в Италии. Одни современники называли его "последним классиком", другие, как Репин, люто ненавидели за "оторванность от нужд народа" и равнодушие к "общественным вопросам", но и те признавали его выдающуюся технику. Семирадский изображал античность так осязаемо, что впоследствии по его картинам писали литературные произведения и снимали фильмы. Но и сам он охотно использовал классические литературные тексты, в том числе инкорпорируя их прямо в картины.

Ниже — несколько примеров того, как это происходит.

Всего на выставке в Новой Третьяковке представлено около 100 работ Семирадского и мастеров его круга из российских и зарубежных собраний. Графику, живопись и скульптуру второй половины XIX века дополняют работы современных художников — произведения авторов «Новой академии» Тимура Новикова и фотографии Тимофея Парщикова «Times New Roman».

Выставка продлится до 3 июля 2022.

«Отдых патриция», 1881

На свитке, лежащем на мраморной скамье, воспроизведено стихотворение из сборника античной анакреонтики – произведений анонимных авторов позднеэллинистического – ранневизантийского периодов, подражавших Анакреконту, одному из «девяти лириков» Древней Греции, воспевавшего радости простой деревенской жизни. Имя поэта указано художником на красной бирке свитка.

  • Как пьет земля сырая,
  • Так из земли – деревья,
  • А море пьет из речек,
  • А солнце пьет из моря,
  • А месяц пьет из солнца.
  • Друзья мои, за что же
  • Вы пить мне не даете?
  • Пер. М. Гаспарова (1998)
"Отдых патриция". 1881. Фото: wikipedia.org

«Оргия времен Тиберия на острове Капри», 1881

Одним из источников сюжета могли послужить слова Светония:

  • «Капри – остров, больше всего привлекательный для него тем, что высадиться там можно было в одном лишь небольшом месте, а с остальных сторон он был огражден крутизной высочайших скал и глубью моря. (…) На Капри до сих пор показывают место бойни: отсюда осужденных после долгих и изощренных пыток сбрасывали в море у него на глазах»
  • («Светоний. 1990, С. 94. 102)
"Оргия времён Тиберия на острове Капри". 1881. Фото: ГТГ

«Светочи христианства», 1876

// «Анналы» Тацита

Нерон обвинил христиан в поджоге Рима в июле 64 г. н.э. и обрек их на страшную казнь (они были сожжены живьем как факелы).

"Светочи христианства. Факелы Нерона". 1876. Фото: wikipedia.org