САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Примеры сочинений ОГЭ по литературе. Чехов

Практикуемся вместе перед экзаменами. Комментарии к сочинению ОГЭ по литературе (задание 5)

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

ЕГЭ по литературе уже прошел, а вот ОГЭ только предстоит. Поэтому мы продолжаем помогать учащимся готовиться к экзаменам и проверяем сочинения по литературе.

Ниже – сочинение формата ОГЭ по литературе. По договорённости имя и фамилия учащегося указаны не будут. Авторские орфография и пунктуация сохранены.


Как в рассказе А. П. Чехова «Тоска» раскрывается тема одиночества?

В своих рассказах А. П. Чехов создал нетипичный образ маленького человека, который может быть совершенно разным: он пугает себя придуманной проблемой и не знает, что с ней делать, как в рассказе «Смерть чиновника», или же закрывается от людей, вгоняя себя в рамки и желая того же остальным, как главный герой «Человека в футляре». Однако в своем рассказе «Тоска» Чехов показывает маленького человека, который вызывает у читателей жалость и сочувствие. Таким образом, автор представляет героя, невиновного в своем одиночестве.

В рассказе «Тоска» Чехов раскрывает такие пороки людей, как эгоизм, абсолютное равнодушие и пренебрежение человеком, низшим по классу. Главный герой – извозчик Иона Потапов – искренне желает поделиться своим горем с людьми и услышать от них слова поддержки. Однако герой встречается лицом к лицу с бесчувственностью и черствостью окружающих. Автор замечает, что «громадная, не знающая границ» тоска Ионы «сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем», тем самым подчеркивая ничтожность героя в глазах окружающих его людей. Все пассажиры героя, являясь выше его по статусу, видят в нем лишь человека, оказывающего им услугу, поэтому позволяют себе грубости и упреки в его сторону. Единственным спутником Ионы, хоть как-то отреагировавшим на его горе, становится военный, однако и он «не расположен слушать». Автор показывает одиночество героя в том, что из-за людских эгоизма и страха нарушения личного покоя единственным живым существом, способным выслушать извозчика, становится его лошадь.

Для еще более точного раскрытия темы одиночества А. П. Чехов использует портрет главного героя, его речь и городской пейзаж. В самом начале рассказа автор знакомит нас с героем, показывая тоску извозчика через его позу: «он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется». Автор также подчеркивает черты маленького человека в Ионе: присутствие пассажиров, их ругани и упреков только радуют героя, ведь «чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди». Портрет героя дополняет его речь: после почти каждой его фразы и даже мысли следуют многоточия, подчеркивая печаль и задумчивость Ионы. Чехов раскрывает мотив одиночества с помощью еще и пейзажной зарисовки: помимо покрывшего извозчика и лошадь снега, доказывающего горесть и задумчивость героя, автор противопоставляет «серые картины» Ионы и лошади и «полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей» окружающий мир, тем самым еще раз подчеркивая одиночество героя.

В данном рассказе Чехов полностью раскрыл проблему бездушности и бессердечия мира по отношению к таким маленьким людям, как Иона. Человек, жаждущий найти сочувствие, которое бы помогло ему справиться с горем, был отвергнут миром, полным несправедливости и безразличия.

397 слов

КритерииМаксимальный баллПолученный балл
1. Соответствие сочинения теме и ее раскрытие33
2. Привлечение текста произведения для аргументации32
3. Опора на теоретико-литературные понятия22
4. Композиционная цельность и логичность32
5. Соблюдение речевых норм21
Итого:1310




Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)

Сочинение хорошее, и достаточно высокие баллы говорят об этом. Основная проблема: логика и речевые ошибки, которые зачастую ведут за собой неточности по второму критерию.

Речевые ошибки:

  • "автор представляет героя, невиновного в своем одиночестве" - из логики предложения лучше всё же "обреченного на одиночество";
  • "пренебрежение человеком, низшим по классу" - при классовом обществе мы все же говорим не про низкий класс, а про "низкий статус";
  • "Все пассажиры героя, являясь выше его по статусу" - лучше "будучи";
  • "одиночество героя в том, что из-за" - не совсем точная фраза, которая усложняется придаточным предложением, из-за чего начинает страдать логика; лучше упростить само предложение;
  • "портрет главного героя", "автор знакомит нас с героем" - при возможности все же лучше искать синонимы словам, чтобы не повторять одно и то же очень часто, здесь во втором случае "героя" можно заменить на "извозчика";
  • "мотив одиночества с помощью еще и пейзажной зарисовки" - как будто можно было не упоминать, но все же упомянули, лучше: "также с помощью...";
  • "помимо покрывшего извозчика и лошадь снега, доказывающего горесть и задумчивость героя" - снег вряд ли что-то может доказывать, он скорее "показывает";
  • "Чехов полностью раскрыл проблему" - при всем уважении к Чехову, вряд ли можно в одном рассказе раскрыть какую-то проблему полностью; не надо таких громких обобщений, лучше просто "раскрывает".

Логические ошибки:

  • "Автор замечает, что «громадная, не знающая границ» тоска Ионы «сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем», тем самым подчеркивая ничтожность героя в глазах окружающих его людей" - текст об одиночестве, а не о ничтожности героя, лучше просто "всепоглощающую силу тоски";
  • "Автор также подчеркивает черты маленького человека в Ионе" - и дальше не идет ничего, что доказывало бы в Ионе черты маленького человека, а вот если заменить на "потерянность Ионы", сразу станет все гладко и понятно.

В остальном же текст стройный, объемный. Видно, что ученик "в материале", умеет пользоваться цитатами, умеет выстраивать композицию и аргументы.