Текст: ГодЛитературы.РФ
Письмо в редакцию
Я хотела бы сказать спасибо сайту «Год литературы» за помощь в работе над фильмом об одном из самых любимых писателей нашей страны.
Когда я начала работать над фильмом, посвященном 120-летию Вениамина Каверина, начались чудеса. Первым чудом для меня стало открытие Каверина-сказочника. Признаюсь, к своему стыду, сказки Каверина я до сей поры не читала и даже не подозревала об их существовании. Но, взявшись за работу, я поняла, что мне придется не только прочитать сказки и освежить в памяти «Открытую книгу», «Два капитана» и многие другие произведения автора, но и просмотреть литературоведческие исследования, воспоминания современников, пересмотреть фильмы… Собственно – обычная работа при подготовке любого сценария.
Читая каверинские сказки, я решила почитать и то, что пишут о них – и обнаружила статью Андрея Цунского на сайте Год литературы РФ. Найти координаты автора оказалось совсем просто – его хорошо знает мой одноклассник, поэт Дмитрий Григорьев. По его совету я просто написала Андрею письмо. Буквально на следующий день пришел ответ и согласие сотрудничать. Это – второе чудо. Когда человек выражает желание приехать в Питер из Петрозаводска, не думая, кто заплатит ему командировочные… К слову, их и не было, поскольку делали фильм мы в весьма стесненных финансовых рамках. Но! Андрей приехал!
Андрей подсказал, что встреча автора с прототипом главного героя произошла в санатории ЦЕКУБУ под Ленинградом. В воспоминаниях Каверина и его современников упоминается Сестрорецк или «дом отдыха ученых под Ленинградом», не более. Точного места нахождения ныне не существующего санатория ЦЕКУБУ не знал никто, кроме удивительного человека, краеведа, коллекционера Сергея Владимировича Ренни, который предоставил нам документы с номером участка. Эта история рассказана в фильме.
Конечно, в одном небольшом (27 минут) фильме всего не расскажешь, очень многие подробности остались за кадром, в частности – интереснейшие сведения о втором прототипе героя Каверина. Сане Григорьеве – Самуиле Яковлевиче Клебанове, о прототипах капитана Татаринова – Седове, Русанове, Брусилове, Колчаке и других полярных исследователях. Еще одной приятной неожиданностью было «монтажное мышление» Андрея, его профессиональные телевизионные навыки. Даже невозможность открыть дверь в квартиру, где когда-то жил Каверин, нам вместе удалось превратить в возможность заглянуть в прошлое – что требовало трех дублей разной крупности – Андрей подсказал этот ход.
И я бы сказала еще о четвертом чуде – чуде человеческого общения, в ходе которого рождаются совместные проекты, исследования, и вроде бы обыкновенные разговоры порождают новые открытия, новые дружбы.
Алла Дружинина, режиссер и журналист
Часть 1
Часть 2