САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

О национальных литературах в XXI веке расскажут на ММКЯ и в АСПИ

3 сентября пройдет соответствующий круглый стол на Московской международной книжной ярмарке, а вечером того же дня — презентация новой книжной серии в Доме Ростовых

Текст: ГодЛитературы.РФ

3 сентября с 14:00 до 16:00 в конференц-зале № 4 Гостиного двора (площадка «Библиотека» Московской международной книжной ярмарки) пройдет круглый стол «Национальная литература в контексте современного литературного процесса России», организованный Ассоциацией союзов писателей и издателей (АСПИ) и журналом «Книжная индустрия».

АСПИ представит первые четыре книги серии современной прозы и поэзии народов России «Местоимения»: Николай Лугинов «Мать Чингисхана», Эрдни Эльдышев «Полынь», Шахвелед Шахмарданов «Под крылом весны», Ашат Кодзоева «Родина — во мне».

«Отечественная словесность состоит не только из русской, но и из множества талантливых национальных литератур, которые в последние десятилетия незаслуженно находились в тени. Книжная серия «Местоимения» (проект Ассоциации союзов писателей и издателей) познакомит широкого читателя с современной прозой и поэзией народов России», — отмечает председатель АСПИ Сергей Шаргунов.

Участниками круглого стола станут авторы и переводчики серии «Местоимения» а также Сергей Шаргунов, писатель Владислав Отрошенко, главный редактор издательства ОГИ Максим Амелин и главный редактор журнала «Книжная индустрия» Светлана Зорина.

Вечером того же дня, с 18:00 до 20:00, презентация первых книг серии «Местоимения» пройдет в резиденции АСПИ на Поварской, 52/55, строение 1.

Фрагмент из книги Николая Лугинова «Мать Чингисхана»:

  • Отец Ожулун Хордойон-батыр был одним из самых уважаемых людей среди олхонутов. Правда, почетную прибавку к имени «батыр» ему ни- кто не присваивал, ибо не было у олхонутов хана, который раздавал бы чины и почести. Племя это не имело и настоящего войска. Олхонуты никогда не жили вместе, оградившись на отвоеванной земле от других народов; они жили порознь, рассыпавшись между иными родами-племенами по всей великой степи. Стоило боевитым и своенравным родам начать тяготиться соседством с олхонутами, последние тотчас перекочевывали, уходили и даже убегали. Когда на их пути попадались коварные люди, творившие по отношению к ним черные дела, обманывавшие, грабившие, они никогда не преследовали таковых. Что толку усугублять вражду, если не имеешь сил объединить всю степь?
  • Во все века люди пытались не объединить, а разделить эту широкую, казалось, бескрайнюю степь, обильно поливая землю собственной кровью. Что касается олхонутов, то для них опасность всегда грозила не со стороны великих, многочисленных народов, но шла от племен, подобных им самим, таких же перекати-поле. Впрочем, не только человеческая алчность гнала олхонутов по белу свету, им приходилось кочевать в поисках лучших пастбищ, жизнь равнинных степняков менялась, будто стремительное течение горной реки.
  • Ожулун была еще совсем девчонкой, когда мужчины стали невольно заглядываться на ее стройный стан и нежный лик, а старцы улыбаться и кивать с таким удовольствием, будто пред очи им являлась их далекая горячая юность. Только великий скакун, равных которому, по при- знанию старцев, не было столетие, по обожанию мог сравниться с прекрасной Ожулун, с поклонением всего рода, выпавшим на ее долю.
  • Когда Ожулун достигла возраста, уважаемые люди племени собрались вокруг отца ее Хордойона-батыра, понимая, что настала пора породниться с самыми знатными и могущественными: все вместе решили сосватать красавицу за Еке-Чилэди — младшего брата одного из самых достопочтенных меркитов Тохтоо-Бэки. Вопрос скоро был решен: стоило Еке-Чилэди раз взглянуть на Ожулун — знатнейший из могущественных меркитов Тохтоо-Бэки прибыл с ужином сватовства к отцу ее, отдавая поклон всему роду олхонутов.
  • Большой свадебный пир раскинулся на высоком берегу реки. Великие роды не погнушались мелкими племенами, приветив на празднестве всех в округе. Знатное угощение должно было показать, что теперь олхонуты не по зубам, не чета тем, кто по отношению к ним таил корыстные цели, всяким там малым племенам «перекати-поле»; теперь их берет под свое крыло великое племя меркитов!
  • Странно, хоть и была на том пиру Ожулун словно во сне, но знала: всё это, уготованное ей как испытание, временно, настоящее впереди — главное, настолько огромное, что может раздавить... И тогда уже ее влекло, манило и заставляло волноваться, содрогаться тревожно это неведомое будущее, наполнять покоем веры в свое предназначение, в высокую судьбу Айыы, ведущую по уготовленному пути, рыдай не рыдай.
  • С замужеством Ожулун стала воспринимать свое прошлое словно сквозь марево. Отец, мать, братья и сестры, их вечные заботы о пище для будущего дня были никак не сопоставимы с новой жизнью, наполненной богатством и достоинством. Зато всё явственнее, будто это и было подлинной жизнью, стал приходить на ум сон, который привиделся ей лет в десять.
  • ...Вдруг наполнилась степь таким светом, что стало больно глазам. И словно из этого сияния появилась на диво красивая, необыкновенно статная, удивительно нарядная женщина. Она плавно, зовуще протянула руку, и маленькая Ожулун, замерев от неизъяснимой радости, подала ей навстречу свою ручонку. Прекрасная женщина повела Ожулун за собой, а под ногами оказалось — песок не песок, снег не снег — что-то зыбкое, колышащееся, будто клубы тумана, так что при каждом шаге обмирала душа... Впереди, сквозь слепящее сияние, Ожулун увидела высокого, белого как лунь старика, который вел навстречу мальчика ее лет... Они приблизились, старик мягкой-мягкой ладонью ласково провел по волосам Ожулун, тепло посмотрел на мальчика, а потом соединил их руки. Не то от света, не то от смущения она не могла глядеть в лицо мальчику, замечала лишь, что он совершенно не похож ни на кого из тех, кого видела она до сих пор в степи: в глазах его отражалось небо, а волосы отливали солнцем... В эти мгновения всё ее существо словно перелилось, стало единым целым с его нежной и крепкой ладонью. Старик что-то говорил, шевелилась белая его борода, но одно слово ясно осталось в памяти Ожулун: «Благословляю!» 
Проснувшись, она вдруг зарыдала в голос, потому что не хотела, не хотела уходить из этого сна, не хотела понимать, что это только сон!.. Мать взяла ее на руки, как маленькую, качала, гладила, что-то ласково приговаривая. Поднялась и бабушка, развела среди ночи огонь, заварила травы и стала бормотать заклинания. «Может, злые духи проникли в нее, растравили душу ребенка?» — забеспокоился дедушка.
  • А бабушка, напоив своим отваром, попросила рассказать сон. И выслушав, она изрекла в задумчивости: «Никому больше не рассказывай свой сон. И как бы ни крутила тебя в будущем жизнь, как бы ни было сложно, никогда не иди наперекор судьбе. Высокая Айыы, Всемогущие Боги, если ты сама не сойдешь с уготованной для тебя дороги, всегда будут охранять тебя...»