САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Потому что мы больше не эльфы

Почему фанаты Толкина с ужасом ждут сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Фрагмент постера к сериалу Amazon 'Властелин колец: Кольца власти' / kinopoisk.ru
Фрагмент постера к сериалу Amazon 'Властелин колец: Кольца власти' / kinopoisk.ru

Текст: Дмитрий Сосновский

Многие зрители, очевидно, не слишком пристально следившие за промо-кампанией «Дома Дракона» по мотивам «Пламени и крови» Джорджа Мартина, посмотрев первый эпизод, с весёлым удивлением обнаружили, что бледнокожие в книге Веларионы вдруг оказались неграми. Интересно будет понаблюдать за реакцией тех, кто начнёт смотреть сериал «Властелин колец: Кольца власти» от Amazon без соответствующей подготовки. Потому что те, кто интересовался проектом до его выхода, прекрасно знают: осторожные (сравнительно, конечно) заигрывания HBO с современными трендами по сравнению с уравнительским запалом конкурентов – не цветочки даже и не почки, а так, сухая веточка.

Чем ближе 2 сентября, когда состоится премьера амбициознейшего амазоновского проекта, тем мертвее надежда на то, что от сериала не отвернутся миллионы трепетно ожидающих его все эти годы поклонников Толкина. С момента объявления о работе над телешоу по мотивам творчества Профессора прошло 4,5 года, и за это время настроение значительной части целевой аудитории резко сменилось с восторженного предвкушения на безнадёжное отчаяние.

А как хорошо всё начиналось! Беспрецедентно внушительный (миллиард долларов!) бюджет, минимальный план на пять сезонов (на второй сезон сериал был смело продлён сразу же), неустанные заявления авторов о безграничной любви и уважении к первоисточнику, привлечение к работе в качестве консультанта одного из главных специалистов в области толкинистики Томаса Шиппи, слухи о сотрудничестве с непререкаемым авторитетом в вопросе переноса Средиземья на экран Питером Джексоном (любовь к которому в среде фанатов смогла пережить даже его не слишком удачного «Хоббита»)… И вдруг всё посыпалось. Тревожные новости стали поступать одна за другой.

Из вышеперечисленных существенных достоинств «Колец власти» к этому моменту сохранилось только одно – деньги. Мощное финансирование проекта никуда не делось, и по трейлерам это видно хорошо. Хотя за такие деньги могло быть и лучше: от такого количества хромакея – пусть даже самого высокого качества – рябит в глазах. А от вылизанной картинки всё начинает выглядеть не вполне естественно. Ну да ладно. На фоне прочих проблем это выглядит мелкой придиркой.

Кадр из трейлера к сериалу "Властелин колец: Кольца власти" от Amazon

Первым тревожным звоночком стала информация об увольнении под сомнительным предлогом Шиппи, которое инсайдеры объясняют тем, что тот просто не выдержал циничных измывательств над каноном и закатил скандал. А позднее и Питер Джексон рассказал, что затравщики «Колец власти» обещали ему выслать сценарий – да так этого и не сделали.

И вот тут стоит обратить внимание на самих создателей. Удивительно, но Amazon решился доверить такое важное и дорогостоящее дело двум неопытным молодым людям, о которых до этого мало кто слышал. Самые лояльные и терпеливые комментаторы предлагают не судить Патрика Маккея и Джона Д. Пейна раньше времени, приводя пример шоураннеров «Игры престолов» Дэвида Бениоффа и Д. Б. Уайсса, которых к моменту запуска сериала тоже никто особо не знал.

Но во-первых, не вполне корректно сравнивать ожидания от «Колец власти» и от экранизации «Песни Льда и Пламени» к началу первого сезона – «Престолы» привлекли к себе всеобщее внимание заметно позже премьеры пилота. А во-вторых, все мы прекрасно помним, чем закончилась ситуация, когда Бениофф и Уайсс ушли (пусть и вынужденно) в сторону от книжного первоисточника и занялись самодеятельностью. А ведь именно самодеятельностью Маккею и Пейну предстоит заниматься с самого начала.

И чёрт бы с ним, с опытом, если бы Маккей и Пейн почти каждым своим высказыванием не вызывали у потенциальных зрителей недоумение. Сначала вдруг выяснилось, что первая трилогия Джексона, умудрившаяся угодить подавляющему большинству толкинистов, для них устарела и вообще недостаточно хороша. Но и это не всё. Из дальнейших их заявлений можно сделать ещё более ошеломительный вывод: устаревшим и подлежащим «улучшению» оказался… сам Толкин.

В чём именно «устарел» мэтр в глазах прогрессивных парней, догадаться нетрудно. В его книгах, основанных на европейской мифологии и истории, нет «разнообразия», слишком много патриархальных нравов и прочей «токсичной маскулинности». Подтверждение таких взглядов на мир Арды, доминирующих в команде «Колец власти», не заставило себя ждать. И реакция на первые же тизеры и трейлеры оказалась вполне предсказуемой – ролики утонули в дизлайках и были завалены яростными комментариями разгневанных фанатов.

Очевидно, подобное развитие событий всё же несколько смутило горе-реформаторов, что отразилось в постоянных противоречиях, возникающих в их суетливых комментариях. В попытках оправдаться они дошли до того, что стали ссылаться на самого Толкина – того самого, которого они незадолго до этого лихо обещали модернизировать. По их убеждению (невесть откуда взявшемуся), он именно такого развития своей вселенной и хотел. В какой-то момент бедняги ни с того ни с сего даже прямо заявили, что никакой современной конъюнктуры в сериале не будет: мы, мол, делаем нечто вневременное, а не сиюмоментное. Как это согласовать с тем, что все мы видели в ходе пиар-кампании, бог весть.

А мы ведь многое не только видели, но и слышали. Вещают на широкую публику не одни шоураннеры – с большой охотой распространяются о своих восторгах актёры. От них мы узнали, как Средиземью не хватало темнокожих боди-позитивных женщин и эльфов с альтернативной пигментацией. И, конечно, сильных и независимых женщин. Вообще-то последних у Толкина как раз было более чем достаточно, но – вот же безобразие! – ни одна из них не считала себя фем-активисткой и не «будила в себе свою внутреннюю львицу» (про львицу - это, если что, цитата, честно). Стоит ли после этого потока насквозь ангажированной ахинеи удивляться тому, что образ Галадриэль, созданный Кейт Бланшетт, оказался слишком «архаичным»? Разумеется, не стоит. Если чему и удивляться, так это неловким попыткам товарищей Маккея и Пейна отрицать очевидное – повесточка в «Кольцах власти» будет сочиться из каждой щели.

Кейт Бланшетт (слева) и Морвет Кларк (справа) в роли Галадриэли

По большому счёту, имя Толкина и название «Властелин колец» оказались нужны Amazon в первую очередь для привлечения внимания и спекуляции на уже состоявшемся благодаря Питеру Джексону успешнейшем бренде. И сколько бы там ни говорили о «неактуальности» новозеландского режиссёра, от влияния – да что там, от прямых визуальных заимствований – деваться им было некуда, чтобы соответствовать хоть каким-то ожиданиям. Взгляните на характерную архитектуру Нуменора, а ещё лучше - на местных орков и совершенно неотличимого Балрога. Всё равно ведь лучше уже не сделаешь. А вот хуже – запросто.

И во всех сферах, помимо внешней стороны, именно деланием хуже творческая команда «Колец власти» и занялась. А худшее, что в глазах фан-базы можно было устроить со Средиземьем, – это заняться свободным творчеством. Или – здесь это словечко подойдёт лучше – креативом. Вдобавок к этому важничающих ноунеймов располагали объективные факторы.

Если после заявлений о том, что речь пойдёт о Второй эпохе, кто-то из преданных поклонников Толкина вдруг замечтался о сколько-нибудь близкой адаптации частей «Сильмариллиона» или даже «Неоконченных сказаний», им следовало закатать губу сразу же обратно. Дело в том, что у Amazon нет прав ни на то, ни на другое. А есть права на… «Властелина колец» и «Хоббита». Уже имеющих экранные версии, которые вряд ли кто-то переплюнет – даже со всеми оговорками в отношении второй трилогии.

Так что всё вылилось в создание некоего суррогата с использованием, так сказать, ингредиентов, идентичных натуральным – то есть персонажей, упоминавшихся в указанных книгах. Только «творчески переработанных». И – «актуализированных». Помещённых в свежеизобретённую сюжетную канву, отдалённо связанную с событиями, описанными писателем и теперь хронологически спрессованными в угловатый брикет. А ещё к этому можно присобачить и всяких допридуманных героев. Понимаете, о чём идёт речь? Правильно – о сомнительной отсебятине, паразитирующей на громком названии. Или, как уже успели окрестить готовящийся сериал ехидные любители фэнтези, – о фанфике за миллиард долларов.

Вот и не стоит удивляться, что у вышедшего на минувшей неделе очередного большого трейлера количество дизлайков (их можно увидеть при помощи простого плагина, сколько бы их стыдливо ни прикрывал YouTube) в несколько раз превышает число лайков. О вакханалии, царящей в комментариях, и говорить не приходится. Не имея возможности совсем игнорировать непрекращающийся шквал негатива в свой адрес, демиурги «Колец власти» не находят ничего лучше, чем просто ругаться с критиками, обвиняя их в «расизме», «мизогинии» и прочих смертных грехах XXI века – излюбленный приём в борьбе с теми, кто смеет возражать против абсурда, охватившего нынешнюю западную киноиндустрию.

Известно, что Кристофер Толкин, наследник писателя, доработавший и издавший 12-томную «Историю Средиземья» и вообще выполнивший огромную работу с богатым отцовским наследием, терпеть не мог фильмы Джексона, считая их слишком примитивными по сравнению с оригинальными текстами, да ещё и до безобразия коммерчески ориентированными (поговаривают, что не без его участия Питера отлучили от «Колец власти» в самом начале, и это особенно иронично). Что ж, кто-кто, а Кристофер Джон Руэл на такой радикализм имел полное право, хотя с ним многие и не согласятся. Но всё же очень интересно было бы послушать, что бы он сказал о деятельности сегодняшних воротил, перестраивающих Средиземье под себя. На их счастье, Толкин-младший скончался в 2020 году и этого всего не увидит.