САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

РГАЛИ. 150 лет со дня рождения русской балерины Матильды Кшесинской

Кшесинская происходила из театральной семьи. Ян, ее дед по отцовской линии, был скрипачом, певцом и танцором, брат отца Станислав и его сестра Матильды – артистами

Фотография М.Ф. Кшесинской с дарственной надписью Д.И. Лешкову. «В память 4-го февраля 1904 г. и 6-го февраля с Москвы Сердечно благодарная М. Кшесинская  Д.И. Лешкову». Ф. 794. Оп. / РГАЛИ
Фотография М.Ф. Кшесинской с дарственной надписью Д.И. Лешкову. «В память 4-го февраля 1904 г. и 6-го февраля с Москвы Сердечно благодарная М. Кшесинская Д.И. Лешкову». Ф. 794. Оп. / РГАЛИ

Текст: Шмыгина Мария / РГАЛИ

31 августа 2022 года исполняется 150 лет со дня рождения выдающейся русской балерины, заслуженной артистки Императорских театров Матильды Феликсовны Кшесинской (1872, Лигово, Санкт-Петербургская губерния - 1971, Париж). В ее танце было представлено высокое мастерство академической традиции русской школы, влияние виртуозности итальянского исполнения.

М.Ф. Кшесинская происходила из театральной семьи. Ян, ее дед по отцовской линии, был скрипачом, певцом и танцором. Брат отца Станислав и его сестра Матильды были артистами. Отец, Феликс Кшесинский (1823-1905), учился в Варшавской балетной школе, был назначен танцовщиком кордебалета Варшавских театров в пятнадцатилетнем возрасте. В начале 1850-х годов прибыл в Петербург из Варшавы. Матильда была младшим ребенком в семье.

Автограф М.Ф. Кшесинской. «В память моего выступления в Вашем театре. М. Кшесинская. 1913» Ф. 764. Оп. 1. Ед. хр. 192.

В 1880-1890 годах Кшесинская училась в Императорском театральном училище, была вольноприходящей ученицей. Ее педагогами были Л.И. Иванов, Е.О. Вазем, Х. П. Иогансон, М.И. Петипа. После окончания была принята в балетную труппу Мариинского театра, где поначалу танцевала как Кшесинская 2-я (Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия). В момент поступления Кшесинской на сцену Императорских театров главные роли балетного репертуара исполняли, как правило, итальянские танцовщицы. Кшесинская вспоминала, что в то время ее единственной мечтой было подражать итальянке В. Цукки, и она начала брать уроки у итальянского танцовщика-виртуоза, балетмейстера и педагога Э. Чеккетти. Критики писали, что молодая балерина владеет всем запасом хореографических средств, силою корпуса, твердостью и отчетливостью пуантов.

М.Ф. Кшесинская в жизни и в ролях. Фоторепродукции. Ф. 2681. Оп. 2. Ед. хр. 36.

В 1893 году Кшесинская выступила в технически сложной партии Авроры в «Спящей красавице» П.И. Чайковского, впоследствии одном из лучших ее балетов. На сцене она появлялась нарядная и усыпанная бриллиантами. Одни критики отмечали, что ее танец становился смелее и приобретал более апломба, другие видели строгий классицизм как отличительную черту.

В этом же году началось соперничество с приехавшей в Петербург итальянкой П. Леньяни, что отсрочило на несколько лет ее производство в ранг балерины (1896). Последним триумфом Леньяни была главная роль в «Раймонде» в 1897 году, так как с 1899 года Кшесинская начинает танцевать лучшие роли своего репертуара – Эсмеральда в «Эсмеральде» Пуни, Лиза в «Тщетной предосторожности», Аспичия в «Дочери фараона» Пуни и другие. Кшесинская становится танцовщицей виртуозного типа с сильной манерой исполнения, не чуждой патетики и аффектации, но с устойчивой, законченной формой. Ее партнером долгие годы был Н.Г. Легат, строго державшийся академизма. Кшесинская также танцевала в поставленных им балетах - в «Фее кукол» Й. Байера, «Талисмане» Р. Дриго и других.

Середина 1900-х годов выдвинула новые идеалы – текучесть формы, эмоциональность. На смену хореографам Петипа и Иванову, а именно в их балетах Кшесинская была наиболее успешна, пришли искания и реформы М.М. Фокина и других. От противостояния постепенно Кшесинская переходит к сотрудничеству. С 1907 года она выступает вместе с молодым В.Ф. Нижинским, танцует в постановках Фокина «Эвника» А.В. Щербачева, «Павильон Армиды» Н.Н. Черепнина, «Карнавале» Р. Шумана, «Бабочках» Р. Шумана, «Шопениана», «Эрос» на музыку П.И. Чайковского. Но Кшесинскую вскоре заменили А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, исполнительницы наиболее органичные в этих балетах.

Кшесинская принимала участие в балетной антрепризе С.П. Дягилева в 1909-1912 годах. Успех в Лондоне в 1911 году был связан с выступлениями в «Спящей красавице» П.И. Чайковского и «Лебедином озере» П.И. Чайковского, где она показывала блеск академического танца. В 1910-е годы петербургские балетные критики все чаще писали о напыщенности стиля, устарелых приемах, земном и «корсетном» силуэте.

Летом 1917 года Кшесинская уехала из Петрограда в Кисловодск. В 1918 году в рецензии «Утраченный талисман» известный балетный критик А.Я. Левинсон написал о новом исполнении роли Нирити, в которой когда-то блистала Кшесинская, что подмостками Мариинской сцены овладело невидимое присутствие Кшесинской. В 1919 году вместе с сыном Кшесинская отплыла из Новороссийска за границу на итальянском пароходе «Семирамида». В 1920 году прибыла на виллу на Лазурном берегу, неподалеку от Ниццы. В 1921 году стала женой Великого князя Андрея Владимировича.

В 1929 году в Париже Кшесинская открыла собственную балетную студию. Среди её учеников были Б. Князев, Т. Рябушинская, Л. Ростова и другие. Видные зарубежные танцовщицы у нее брали уроки, среди них – Иветт Шовире и Марго Фонтейн. Последнее выступление Кшесинской состоялось на благотворительном концерте в лондонском театре Ковент-Гарден в 1936 году. В 1958 году Кшесинская, сделав исключение, пришла посмотреть на гастроли Большого театра в Гранд-Опера в Париже. Она вспоминала, что это был тот же балет, что и сорок лет назад, те же традиции, тот же дух.

Матильда Феликсовна Кшесинская скончалась 6 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Могила Кшесинской, ее мужа Андрея Владимировича и сына Владимира Красинского находится на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, Заслуженная Артистка Императорских Театров Кшесинская».

Мемуары М.Ф. Кшесинской вышли в 1960 году в Париже на французском языке «Воспоминания Кшесинской» и в Лондоне на английском языке «Танцуя в Петербурге». В 1992 году в Москве впервые была издана книга «Матильда Кшесинская. Воспоминания» на основе машинописного экземпляра на русском языке с поправками и дополнениями, хранящегося в Российской государственной библиотеке. В 2018 году дневники Кшесинской 1886-1894 годов, ее переписка с историком балета Ю.А. Бахрушиным 1966-1968 годов, с директором Государственного дома-музея П.И. Чайковского в Клину В.К. Журавлевым 1957-1961 годов были опубликованы в книге «Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники. Письма. Воспоминания». Почти все дневники и часть переписки хранятся в Государственном Центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, часть переписки – в Государственном Архиве РФ и других государственных организациях.

Фотография М.Ф. Кшесинской с дарственной надписью Д.И. Лешкову. «В память 4-го февраля 1904 г. и 6-го февраля с Москвы Сердечно благодарная М. Кшесинская Д.И. Лешкову». Ф. 794.

Личный фонд М.Ф. Кшесинской № 2602 создан в РГАЛИ в 1962 году. Документы поступили из ЦГИА СССР в количестве 29 единиц хранения и охватывали период с 1886 по 1917 год. Этот фонд был создан путем выделения документов из фондов бывшего Великого князя Андрея Владимировича в 1938 году, а в 1946 году к нему был присоединен ряд документов, выделенных из сейфов частных банков.

Большую часть фонда составляют документы имущественно-хозяйственного характера – счета и сметы на ремонт дачи в Стрельне и дома в Петербурге, документы о покупке, залоге и продаже движимого и недвижимого имущества, духовное завещание, ведомости и тетради с распределением мест на бенефисы, сметы о сооружении часовни на могиле Ф.И. Кшесинского. Особую группу составляют документы 1912-1917 годов, относящиеся к ее сыну Владимиру Красинскому. Наиболее важными для понимания становления юной балерины, начала ее творческой биографии являются автобиография М.Ф. Кшесинской, описывающая пребывание в Театральном училище, и дневник на польском языке 1886-1887 годов, включающий 170 листов. Этот дневник вошел в книгу «Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники. Письма. Воспоминания» (2018). Среди других документов этого фонда – письмо директору Императорских театров И.В. Всеволожскому с упоминанием итальянской балерины П. Леньяни, написанное в 1890-е годы, ряд писем к М.Ф. Кшесинской, в том числе Великого князя Андрея Владимировича (1915), А.А. Плещеева (1915).

В других фондах РГАЛИ также хранятся материалы, относящиеся к М.Ф. Кшесинской. Это фонды деятелей театра и балетных критиков, но также и фонды организаций. Например, личное дело М.Ф. Кшесинской на 7 листах 1904 г. находится в фонде № 659 Московской конторы Императорских театров. В этом году она официально покинула Императорскую сцену, оставив за собой право на разовые выступления по контрактам.

Наиболее распространенным типом материалов, имеющим отношение к М.Ф. Кшесинской, являются фотографии в ролях и программы спектаклей. Фотографии и фотооткрытки можно найти в фондах Д.И. Лешкова № 794, М.И. Петипа № 1945, Л.В. Собинова № 804 и других. Программы спектаклей «Карнавал» и «Дон Кихот» в фонде Л.В. Кулешова № 2679. Кроме того, в разных фондах встречаются статьи о творчестве М.Ф. Кшесинской, воспоминания о ее выступлениях. В фонде литературного и балетного критика Акима Волынского № 95 – черновик письма А.Л. Волынского к М.Ф. Кшесинской без даты, письма и телеграммы балерины к нему 1912-1913 годов.

Можно отметить альбомы, в которых есть автографы Кшесинской, ее фотографии. Несколько альбомов относятся к категории «особо ценные». В альбоме А.А. Бахрушина, обтянутом парчой, находятся автографы более ста выдающихся деятелей театра, художников, театральных и литературных критиков, писателей, коллекционеров и критиков. Записи начинаются в 1894 году и заканчиваются в 1910 году, то есть альбом соответствует периоду, когда началось строительство нового дома, в котором несколько помещений отводилось под театральную коллекцию, и временем, когда эта открытая для доступа профессиональной публике коллекция получила статус музея при Академии Наук. Этот альбом может служить свидетельством того, как постепенно менялся круг лиц, приходивший к коллекционеру, как возрастало число знаменитостей. В этом альбоме около 200 листов, автограф очень мелким почерком Матильды Феликсовны находится на листе 158 – «И тот счастлив, кто видел. М. Кшесинская. 31 января 1905». Вероятно, запись была сделана после знакомства с обширной театральной коллекцией, которую А.А. Бахрушин начал публично показывать с середины 1890-х годов. Известно, что в ней была уникальная коллекция балетных туфелек со времен М. Тальони. В этот же день свои автографы оставили Н.Г. Легат и Э. Гримальди. На предшествующих листах встречаются автографы нескольких артистов балета В.Ф. Гельцера, М.М. Мордкина, М.М. Петипа, А.П. Павловой, С.Г. Легата, Н.В. Трухановой. После автографа Кшесинской автографы солистов балета практически не встречаются.

В альбоме автографов и рисунков артистов и художников оперного антрепренера С.И. Зимина за 1913-1934 годы есть не только автограф М.Ф. Кшесинской «В память моего выступления в Вашем театре. М. Кшесинская», но рядом с ним фотография в роли и контур туфельки балерины. В альбоме С. Лифаря 1910-1920-х годов с фотографиями и фоторепродукциями выдающихся артистов русского балета А.П. Павловой, В.Ф. Нижинского, Т.П. Карсавиной, М.М. Мордкина и многих других четыре страницы посвящены М.Ф. Кшесинской. Известно, что в 1960-е годы в Париже Лифарь приводил к Кшесинской выдающихся танцовщиков и танцовщиц советского балета.

В РГАЛИ находятся личные фонды других деятелей Императорских театров – театрального машиниста и декоратора Большого театра К.Ф. Вальца № 712, директора Императорских театров в 1881-1899 годы И.А. Всеволожского № 726, балетмейстера московского Большого театра А.А. Горского № 741, балетмейстера петербургского Мариинского театра М.И. Петипа № 1945.

Все эти документы – драгоценные свидетельства о высочайшем уровне балетного искусства в России на рубеже XIX-XX веков, ставшего классикой. Судьба этой классики в мировой хореографии XX века была драматичной, но на сцене ведущих балетных театров мира она по-прежнему присутствует. Искусство М.Ф. Кшесинской - один из лучших образцов виртуозного исполнения классического репертуара.