САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

РГАЛИ. К 120-летию со дня смерти Эмиля Золя (2 апреля 1840 – 29 сентября 1902)

Документы из собрания Российского государственного архива литературы и искусства

Эдуар Мане Портрет Эмиля Золя. 1868 / wikipedia.org
Эдуар Мане Портрет Эмиля Золя. 1868 / wikipedia.org

Текст: М. Шуплецова, ведущий специалист РГАЛИ

Эмиль Золя не только при жизни, но и сегодня считается самым значимым представителем реализма и крупнейшим французским писателем последней трети XIX века.

Будущий классик мировой литературы родился в Париже в семье инженера. В 1843 году семья переехала в Экс-ан-Прованс, где отец Золя принимал участие в строительстве канала. Через четыре года отец Эмиля Золя умирает от воспаления легких, и семья оказывается вынуждена выживать на скудную пенсию матери. Вероятно, болезнь отца повлияла на достаточно позднее по тому времени начало обучения Эмиля, который только в семь лет становится учеником пансиона при Колледже Бурбона в Экс-ан-Провансе. Там же он получил и первое причастие − в 1852 году. Этот поздний религиозный опыт он впоследствии достаточно критично оценит, считая церковную мораль «христианского всепрощения» вредной для общественной жизни.

В Экс-ан-Провансе одним из ближайших друзей Эмиля Золя становится художник Поль Сезанн. В течение многих десятилетий они будут затем поддерживать теплые отношения, помогать друг другу финансово, вести активную переписку. Многолетняя дружба закончится после публикации романа «Творчество» (1886), где Сезанн узнает себя в образе художника Клода Лантье − персонажа, одержимого сиюминутным, иллюзорным успехом. А сам городок Экс-ан-Прованс и окрестности станут источниками для многих сцен и сюжетов в романах Э. Золя из его 20-томного цикла «Ругон-Маккары».

В 1858 году Эмиль был вынужден вернуться к матери в Париж. Она планировала для сына карьеру юриста, но он дважды провалил экзамены на бакалавра.

1.Фотография Эмиля Золя. 1890-е гг. РГАЛИ. Ф. 1622.

Одновременно Золя делает первые попытки в литературе и журналистике, изучая творчество Мольера, Шекспира, Монтеня, Гюго. Увлекается живописью, близко сходится с импрессионистами: Эдуардом Мане, Камилем Писсаро, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и другими, Эдуард Мане тогда напишет несколько портретов Золя.

Первые газеты с которыми начинает сотрудничать Золя — L’Evénement, Le Figaro, Le Rappel, Tribune, где он печатает романы-фельетоны и публицистические статьи. Активно участвовать в политических обсуждениях писатель будет на протяжении всей своей жизни, а самым ярким эпизодом станет его роль в громком «Деле Дрейфуса». Его знаменитая статья-разоблачение «Я обвиняю» (13 января 1898 года) в ежедневной газете L'Aurore вызовет огромную волну клеветы, в результате чего автор будет осужден и вынужден бежать в Англию.

Средоточие всей творческой деятельности Золя — 20-томная серия «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» — органическое, во всех своих элементах жизненное раскрытие бытия мелкой буржуазии.

4.С.М. Эйзенштейн. Эскизы декораций и костюмов к пьесе Золя «Наследники Рабурдена». 10 октября 1920 г. РГАЛИ. Ф. 1923.

На протяжении всей своей писательской карьеры Золя стоял в центре литературной жизни Франции и был связан с крупнейшими литераторами того времени – Гюставом Флобером, Иваном Тургеневым, Альфонсом Доде, Ги де Мопассанном и другими.

Любопытно, что творчество Золя в России становится популярным даже раньше, чем во Франции. Уже «Сказки Нинон» в 1865 году были отмечены сочувственной рецензией в «Отечественных записках». С появлением переводов двух первых томов «Ругон-Маккаров» («Вестник Европы», 1872) началось усвоение автора широкими читательскими кругами. В 1870-х гг. Э. Золя был принят в России как радикалами-разночинцами, так и либеральной буржуазией: если первых привлекли зарисовки хищнических нравов буржуазии, то вторые нашли в произведениях писателя материал, уяснявший их собственное положение.

2.Отрывок из романа Э. Золя «Счастье дам» со схемой места действия романа. Фотокопия с автографа. 1883 г. РГАЛИ. Ф. 1622.

С марта 1875-го по декабрь 1880 года Золя сотрудничал в «Вестнике Европы». Его 64 «Парижских письма», напечатанных в престижном русском журнале, составились из социально-бытовых очерков, рассказов, литературно-критических корреспонденций, художественной и театральной критики и впервые излагали основы «натурализма». Последние романы Золя выходили в русских переводах в десяти и более изданиях одновременно. В 1900-х гг. интерес к Э. Золя начал спадать, чтобы вновь возродиться после 1917 года.

Эмиль Золя в РГАЛИ

Фонд Эмиля Золя в РГАЛИ под номером 1622 был передан в архив еще в 1941 году из Государственного Литературного музея. Туда, в свою очередь, документы попали из частного собрания в 1933 году. В последующем фонд был дополнен в 1956 году письмами Золя из коллекции иностранных автографов ЦГЛА. Среди документов фонда − отрывки романов и несколько писем к разным адресатам. Крайние даты документов фонда − с 1876 по 1898 год.

Помимо именного фонда, в РГАЛИ хранится также множество материалов, связанных с жизнью и творчеством Золя: во-первых, это большое собрание его сочинений, а также большое количество писем, воспоминания, статьи и заметки о его творчестве, рисунки и наброски по произведениям и пьесам.

  • 1.Фотография Эмиля Золя. 1890-е гг. РГАЛИ. Ф. 1622.
  • 2.Отрывок из романа Э. Золя «Счастье дам» со схемой места действия романа. Фотокопия с автографа. 1883 г. РГАЛИ. Ф. 1622.
  • 3.Статья К.М. Феофанова «Гимн в прозе Эмилю Золя». 13 февраля 1897 г. РГАЛИ. Ф. 525.
  • 4.С.М. Эйзенштейн. Эскизы декораций и костюмов к пьесе Золя «Наследники Рабурдена». 10 октября 1920 г. РГАЛИ. Ф. 1923.