САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Вагон я нарочно выстудил...»

Отрывки из книги о легендах киностудии «Ленфильм»

Книга 'Легенды 'Ленфильма'' собрала интересные и малоизвестные истории и факты о создании самых популярных фильмов  / издательство: «Лимбус Пресс»
Книга 'Легенды 'Ленфильма'' собрала интересные и малоизвестные истории и факты о создании самых популярных фильмов / издательство: «Лимбус Пресс»

Текст: Андрей Васянин

Как рождается кино? Режиссер Григорий Козинцев готовился к съемкам своего «Гамлета» почти сорок лет, а авторы «Начальника Чукотки», прочитав небольшую заметку в «Известиях», написали сценарий в считанные дни. Глеб Панфилов хотел создать историческую драму о Жанне д’Арк, а получилась картина о фабричной девчонке. Алексей Толстой, работая над второй частью романа о Петре Первом, увлекся кино, да так, что вместо прозаического произведения продолжение романа воплотилось в эпическом фильме. Таких историй – миллион. И рассказы о том, как создавались киноленты, подчас не менее увлекательны, чем само кино.

Книга «Легенды “Ленфильма”» собрала малоизвестные истории и факты о создании самых популярных фильмов старейшей киностудии России.

Журналист Артемий Аграфенин десять лет работает пресс-секретарем киностудии «Ленфильм». И все это время шаг за шагом он собирал материалы, встречался с ветеранами «Ленфильма», изучал архивы киностудии и семейные архивы кинематографистов, штудировал стенограммы художественных советов и старые подшивки газет – в том числе ленфильмовской многотиражки «Кадр». В издании собраны истории создания почти сорока лент золотой коллекции «Ленфильма»: от «Чапаева» и «Петра Первого» до «Собачьего сердца» и «Особенностей национальной охоты». И из этих хроник и составилась книга о жизни кинематографического Ленинграда-Петербурга за 90 лет...

Артемий Аграфенин «Легенды «Ленфильма»: заметки о старейшей российской киностудии»

  • Издательство: «Лимбус Пресс», 2022

«Двадцать дней без войны»

Фильмы Германа обладают характерным узнаваемым стилем: они скрупулезно воссоздают эпоху. Ощущение от картин Германа, что ты их не смотришь на экране, а живешь в них.

Один из первых фильмов Германа – «Двадцать дней без войны» – снят по мотивам произведений Константина Симонова «Из записок Лопатина».

Конец 1942 года. Фронтовой журналист Лопатин приезжает из Сталинграда в отпуск в далекий от сражений Ташкент. За двадцать дней без войны перед Лопатиным проносится словно вторая параллельная жизнь: он успевает побывать на киностудии, где снимается фильм по его военным очеркам, встретить новый, 1943 год в мирной компании и пережить яркую любовь…

Перед съемками Герман отсмотрел километры фронтовой хроники. В картине практически нет боевых эпизодов, но режиссеру было важно, чтобы даже в тысячах километров от передовой ощущались горе и трагедия войны.

В Ташкенте обнаружился санитарный поезд времен войны. И Герман решил снимать фильм в этом военном составе, курсирующем по Среднеазиатской железнодорожной ветке. А для большего проникновения в быт военного временив поезд поселили и всех актеров. «Ненависть, которую испытывала ко мне группа, была беспредельна, – рассказывал Герман. – Ванны в составе, естественно, не было, а сортиры оказались такие, что лучше о них не вспоминать. Вагон же я нарочно выстудил, чтобы избежать фальши в актерской игре».

Но пережившие мытарства актеры позже признавались: именно эта атмосфера помогла им лучше понять характеры героев.

Впрочем, случай и им представил возможность позлорадствовать над своим учителем. Однажды выпал снег. Герман увидел на просторах верблюда, и ему очень захотелось, чтобы в кадре появлялся корабль пустыни среди белых барханов.

Поезд сутки гоняли туда-сюда мимо четвероногого. Но все, по мнению режиссера, шло как-то не так. Тогда Алексей Юрьевич лично отправился ставить задачу верблюду. А тот просто в него плюнул. Вся съемочная группа разразилась аплодисментами. Как ни странно, это разрядило обстановку в коллективе.

«Какой же это герой?!»

На роль журналиста Лопатина Герман изначально хотел пригласить Юрия Никулина. В нем он разглядел того героя, какого хотел показать на экране. Но уговаривать пришлось долго. Плотный график выступлений в цирке, в котором работал Никулин, сложная роль, молодой и к тому времени ещё мало кому известный режиссер – все это выбивало народного артиста СССР из комфортной среды.

Против кандидатуры Никулина высказалось и киноначальство: «Какой же это герой войны?!» Никто не мог представить себе, что знаменитый клоун и Балбес из гайдаевских комедий сможет справиться с серьезной драматической ролью. Вряд ли Герману удалось бы преодолеть такое ярое сопротивление, если бы его не поддержал сам Константин Симонов. Он заявил на худсовете: «Это мой герой, я его выдумал, мне и решать, кто его должен играть». Никулина утвердили.

Работа над ролью давалась Никулину нелегко. От усталости и напряжения он похудел так, что костюмерам пришлось срочно ушивать его шинель и гимнастерку. Потом, наоборот, на нервной почве у актера проснулся страшный аппетит. Же-на Германа, Светлана Кармалита, сопровождавшая мужа на всех съемках, стала садиться в столовой рядом с Никулиным и неустанно ему напоминать: «Юрий Владимирович, поменьше накладывайте – вас ждет крупный план».

С Никулиным Симонов выручил, но он же не дал осуществить мечту Германа снять в главной женской роли Аллу Демидову. Актрису уже утвердили, а писатель уперся. Позже выяснилось, что актриса слишком напоминала ему Валентину Серову, его бывшую жену.

Чтобы снять, актрису нужно разозлить На главную женскую роль пробовались Зинаида Славина, Татьяна Васильева, Лариса Малеванная, Алиса Фрейндлих, Людмила Зайцева и, наконец, Людмила Гурченко.

Первые пробы Гурченко прошли неудачно. Актрисе предложили изобразить в кадре «уродливое» рыдание. Гурченко с трудом понимала задачу и не смогла сыграть так, как требовали. «Вот видите, не можете самого простого», – холодно заявил режиссер. Это так задело актрису, что следующая сцена получилась великолепно.

Герман, похоже, нашел подход к актрисе – весьма своеобразный, жестокий, но действенный. Позже он вспоминал:

«Нужно в кадр идти, а она пустая, вялая – как снимать? Я к ней подхожу и при всей группе: “Людка! Что-то ты выглядишь ужасно… праздники у тебя, что ли? Какую съемку уже срываешь… Уж не позвонить ли Нинке Руслановой, может, она за тебя снимется?!” Гурченко приходит в бешенство, и я тут же командую: “Камера!”».

Впрочем, ленфильмовский фотограф Галина Лисютич утверждала, что на Гурченко все наговаривают. Она работала на картине «Двадцать дней без войны» и готовила фотоматериал для будущей рекламы фильма – была такая обязанность в советское время.

«Продолжение съемок вели в Калининграде, – вспоминала Лисютич. – Мне определили комнатку на верхнем этаже гостиницы. Груженная чемоданами, штативами и фотоувеличителями, я потащилась по лестнице. В этот момент в коридоре появилась Людмила Гурченко. Мы с Люсей к тому времени уже подружись. И она тут же заявила, что никуда подниматься не нужно, что ей дали трехкомнатный номер, и я могу жить у нее. Так и прожили вместе все калининградские съемки. Актеров отпускали пораньше, а остальную группу режиссер задерживал, как правило, для нагоняя. Но всякий раз, когда усталой я возвращалась в номер, меня встречали горячий чай и бутерброды, приготовленные заботливой звездой советского экрана».

Сценки в поезде

Задушевные отношения сложились у Гурченко и с Никулиным. «Нас намеренно во время съемок размещали рядом, чтобы мы привыкали друг к другу, – рассказывала актриса. – Ведьмы же играем любовь, да еще какую! Ни в одной своей роли Юрий Владимирович на экране любовь не изображал, это ему предстояло впервые…

Как-то Герман то ли в шутку, то ли всерьез объявил, что любовную сцену мы будем играть в полураздетом виде: мол, сейчас во всем мире так, а нам чего стесняться. Мы еще жили в поезде, и на следующее же утро в купе постучался Ю. В. При тусклом свете лампочки я увидела, что он стоит в трусах и майке с полотенцем через плечо: “Здравствуйте! Чтобы не было неожиданностей, начнем приучать друг к другу наши тела. Я первый”».

Иногда веселый нрав Никулина срывал съемки. В одной из романтических сцен Лопатин должен был подойти к любимой женщине, а она ему сказать: «Обними меня, у тебя такие крепкие руки!»… И тут Никулин не удержался: «Ты бы знала, какие у меня крепкие ноги!» Группа взорвалась смехом. Съемки в тот день пришлось отменить.

Хрестоматийной стала сцена – встреча в поезде главного героя фильма, военного журналиста Лопатина со случайным попутчиком, летчиком-фронтовиком. Летчика играл Алексей Петренко, он должен был произнести всего один монолог. Но очень эмоциональный: пока летчик воевал, его жена ему изменяла, и теперь герою войны предстояло понять, как жить дальше. Монолог снимали два дня. Когда все уже падали от усталости, Петренко буквально выдал его на одном дыхании.

Так он и вошел в фильм – снятый одним кадром. Этот монолог по праву считается одной из выдающихся актерских и режиссёрских работ в нашем кино.

О любви

Многие критики считают, что «Двадцать дней без войны» - один из лучших фильмов о любви. При этом, несмотря на все около съёмочные шутки-прибаутки, в картине практически полное отсутствие любовных сцен.

«Лопатин – мятый, невзрачный, вроде незаметный. Его любовь в грязном озябшем городе зимой. Южный город зимой не годится для жизни, а уж тем более для любви. Здесь все вопреки. Когда Никулин и Гурченко садятся в трамвай, и с ними происходит нечто. Вроде бы нужна музыка, скрипки.

Но роль этих скрипок мы отдали тем семи людям, которые сидят в трамвае, едущем навстречу, и смотрят в окно. Семь лиц – они и должны были выразить преднастроение героев, хотя каждый занят своим и даже смотрит задумчиво-туповато, как обычно смотрят в трамвае», – рассказывал Алексей Герман.

Фильм «Двадцать дней без войны» был удостоен награды кинофестиваля во французском Ла-Рошеле, о чем режиссеру знал от матери, которой сказала соседка, услышавшая это по радио.

«Особенности национальной охоты»

Фильм режиссера Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты» вышел на экраны в 1995 году. Это был период, когда многие потеряли веру в отечественное кино. На экранах царствовал Голливуд, а премьеры новых российских фильмов проходили при пустых залах. Появление «Особенностей национальной охоты» вызвало небывалый интерес. Фильм не только привлек наших зрителей, его купили прокатчики во многих странах. До сих пор «Особенности национальной охоты» смотрятся с неподдельным интересом, а многие фразы героев из картины стали афоризмами.

Просто анекдот, а все как на самом деле

По сюжету молодой финский исследователь уговаривает своего друга помочь ему поучаствовать в настоящей русской охоте, дабы познакомиться с нравами и обычаями местных охотников. То, что видит финн, его удивляет и обескураживает, но он не жалеет о потерянном времени…

Фильм изобилует парадоксальными, анекдотическими ситуациями, которые воспринимаются как вполне нормальные: у егеря Кузьмича на дальнем кордоне создан сад камней по образу и подобию японского сада Рёандзи; на огороде растет ананас. Финн Райво и Кузьмич общаются каждый на своем языке, но отлично понимают друг друга.

По жизни режиссер Александр Рогожкин – городской интеллигент, чуждый «мужским забавам», охоте и рыбалке. А неизменный директор его фильмов Михаил Кирилюк, напротив, заядлый экстремал, любитель поохотиться и порыбачить. Однажды он пригласил отдохнуть на природу и своего друга.

«На “Ленфильме” был большой охотничий коллектив, который все выходные уезжал за город. Всегда было весело, всегда было смешно. Сама охота никогда не была целью. Съездив со мной на охоту, Рогожкин создал для себя представление, как должна выглядеть охота на экране», – рассказывал Михаил Кирилюк.

К слову, все ружья, фигурирующие в кадре, также принадлежали Михаилу Кирилюку – единственному человеку в съёмочной группе, увлекавшемуся охотой.

Как нашли Вилли

Сегодня исполнители главных ролей благодаря фильму «Особенности национальной охоты» стали настоящими звездами. Но тогда о них еще толком никто не знал. Картина принесла славу и народную любовь Вилле Хаапасало, Виктору Бычкову, Алексею Булдакову, Семену Стругачеву, Сергею Куприянову и многим другим.

Виктор Бычков и Алексей Булдаков ранее снимались в фильмах Рогожкина, например в картине «Ради нескольких строчек» о фронтовых корреспондентах. Их на новые съемки режиссер пригласил сразу же.

А Вилле Хаапасало тогда был обычным студентом Петербургского театрального института. На самом деле на роль финского историка-охотоведа искали зрелого 45-летнего иностранца. Но за неимением подходящих персонажей остановились на 21-летнем Вилле Хаапасало.

Своей искренностью и непосредственностью он произвел хорошее впечатление, поэтому Рогожкин взял его практически без проб. Начинающий актер отлично влился в коллектив. Видимо, помогло общение в российской студенческой среде: он сыпал анекдотами, играл на гитаре и пел русские песни, особенно любил Высоцкого, репертуар которого знал наизусть.

Кто послужил прообразом?

Разруха и безденежье, царившие в то время в нашем кино, заставили создателей привлекать на съемки много и непрофессиональных актеров. Исполнитель роли сержанта Семенова Сергей Гусинский до «Особенностей национальной охоты» работал на фильмах Рогожкина как звукорежиссер. Рыжую доярку сыграла профессиональная молодая актриса Зоя Буряк, а темноволосую – супруга Вилле Хаапассало Саара.

Сегодня, глядя на приключения героев фильма, уже никто не вспоминает, кто послужил их прототипом. Со временем это стало неважно. Однако стоит напомнить, что героя Булдакова «писали» с генерала Лебедя. Какие-то черты для других героев позаимствовали у Лимонова и Жириновского.

«Я для себя решил, что играю генерала Лебедя. Лично его, конечно, не знал, только по телевизору видел. Старался внешне ему подражать. Надеюсь, он не обиделся. Еще одна особенность этой роли – мой генерал ни при каких обстоятельства хне выпускал изо рта сигару. Я эти сигары видеть теперь не могу!» – делился своими воспоминаниями о съемках в ленфильмовской газете «Кадр» Алексей Булдаков.

Люди и звери

Картину снимали в Псковской и Ленинградской областях. Для большей части фильма натура была найдена в местечке Проточное и его окрестностях в Приозерском районе. Эпизод с погрузкой коровы в бомболюк самолета происходил на военном аэродроме Веретье в городе Острове, поездки на катере и на моторках – на Ладожском озере, а сцены зимней охоты – под городом Пушкином.

Вокруг самой кинокартины ходило множество забавных историй.

Например, исполнитель роли «главного охотника» егеря Кузьмича Виктор Бычков к самой охоте равнодушен. Когда в свободное время любители пострелять отправлялись на промысел, Бычков собирал грибы. «В кадре есть у нас грибы крупным планом, так это я их нашел! Рогожкин даже обещал в титрах указать…» – хвастался актер.

В фильме играли настоящий медведь, волк и корова. Сложнее всего по дрессировке было справиться с волком, но запомнился всем именно медведь, поскольку с ним было больше всего сцен. Семен Стругачев должен был сыграть вместе с медведем эпизод, где он его якобы поднимает. Для этого зверя специально усыпили. Но когда Семен подошел к зверю, тот вдруг внезапно открыл глаза и зарычал. От страха актер дал деру. Медведь пробежал за актером метров пять, свалился и уснул, а вот Семен пробежал метров триста.

Зато Виктор Бычков постоянно подкармливал зверя, и благодаря этому они подружились. В одной из сцен медведь даже подошел к актеру и лизнул его.

Эпизоды с коровой были придуманы во время самих съёмок. Роль коровы Кузьмича играли три буренки. Чтобы расцветка, количество и форма пятен на боках рогатых «актрис» были одинаковыми, художники перед каждой съемкой раскрашивали их гуашью. Одна из коров, та, которую погрузили в самолет, вскоре после съемок отелилась. Теленок в память о киношных приключениях его матери был назван Лётчиком.

Знаменитую фразу «Жить захочешь, не так раскорячишься» в кадре произносит директор фильма Михаил Кирилюк, ставший, по сути, автором идеи картины.

К слову, как утверждают авторы этого кинобестселлера, в кадре актеры пили только воду. Вообще на съемках, когда нсчету каждая секунда, кинематографистам не до пьянки.

Успех «Особенностей национальной охоты» породил целую серию фильмов, также получивших огромную популярность. Но Александр Рогожкин не остановился на амплуа создателя народных комедий. Мировую известность режиссеру также принесли его фильмы «Блокпост», «Кукушка» и другие.