САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Высокую болезнь» Пастернака визуализируют в Доме Любощинских

Дом-музей Б. Л. Пастернака и проектная группа «вДаль» продолжают серию выставок, посвященных работе над различными текстами автора «Доктора Живаго»

Фото: пресс-служба Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля
Фото: пресс-служба Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля

Текст: ГодЛитературы.РФ

21 декабря в 18:00 в Доме Любощинских — Вернадских открывается выставка «Мы были музыкой во льду» — третья часть проекта «Личное и общее», посвященного Борису Пастернаку и его поэме «Высокая болезнь». Гостям предложат погрузиться в своеобразный стихотворный палимпсест, который станет визуальным воплощением текста «Высокой болезни». Авторы убеждены, что только так можно избежать прямой и банальной иллюстрации текста, полагаются на способность читающего не пасовать перед трудностями и выказывают максимальное доверие к его художественному чутью и воображению.

«Мы были музыкой во льду» — цитата из «Высокой болезни». Каждая из трех частей проекта посвящена художественному осмыслению разных этапов работы над поэмой.

Фото: пресс-служба Гослитмузея

Первая часть, «Текст», предлагала зрителю «войти в текст», как обычно читатель «входит» в книгу: художественное решение выставочного пространства стало прямой цитатой пастернаковского перевода Рильке — «Весь с головою в чтение уйдя…». Погружаясь в слои разнофактурной бумаги (папиросной, кальки, пергамента, ватмана), зрители в полном смысле «погружались в чтение», которое сопровождалось разнообразными звуками: шуршанием, шелестом, треском, скрежетом.

Вторая часть, «Комментарий», представила художественный образ самого процесса комментирования. Предметом исследования стали мемуарные и художественные тексты современников Пастернака, газетные публикации, официальные документы и частная переписка. Комментаторы — филологи, историки, архивисты — не столько интерпретировали сам текст, сколько восстанавливали фактуру и фактологию описываемого времени. Так, за строками «Мы были музыкою чашек, ушедших кушать чай во тьму» встает образ разоренного, голодного и холодного быта послереволюционной Москвы, когда приходилось обменивать семейные чайные сервизы на хлеб и крупу.

Выставка организована Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля и пройдет в мансарде дома Любощинских на Зубовском бульваре, 15.