САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Танго с коровами» сыграли на пиле и счетах

«Железобетонная поэма» Василия Каменского станет оперой-дефиле

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Текст: Игорь Карнаухов

В Казани, Ижевске, Уфе и Перми прошла предпремьера литературно-музыкальной композиции «Танго с коровами» на стихи Василия Каменского (1884–1961). Тексты футуриста из одноименного сборника 1914 года положил на музыку пермский композитор Игорь Машуков. Предпремьера, поскольку получившаяся оратория с декламацией и хореографическими номерами – это ещё не всё.

К лету 2023 года пермяк намерен представить оперу. Даже оперу-дефиле.

Железобетон и обои

«Танго с коровами», увидевшее свет в Москве в год, когда началась Первая мировая война, по сей день – одна из самых оригинальных книг в русском книгоиздании, выделяющаяся даже в богатом на оригинальничание наследии Серебряного века. Дело даже не в том, что это – яркий образчик визуальной поэзии, предвосхищающий Маяковского и даже ему задававший ориентир.

Книга, по замыслу футуристов, печаталась на оборотной стороне обычных обоев, «в знак протеста против роскошных буржуазных изданий» – читатель переворачивал страницу и видел цветочки и прочие «мещанские» узоры. Оформление ей придавали Давид и Владимир Бурлюки.

Фото: предоставлено автором

Характерен жанр, обозначенный в подзаголовке, – «железобетонные поэмы». Железобетон для начала ХХ века – новый стройматериал. Футуристы, противопоставлявшие себя эстетам символистам, оценили и подхватили это новое звучное слово из профессиональной терминологии.

В 1912 году в Ченстохове, выполняя показательный полет на своем «Блерио», Василий Каменский не удержал управления и разбился.

– Поправляться покалечившийся поэт отправился в родную Пермь, точнее, даже за город, – рассказывает Игорь Машуков. – И вот этот наш мачо, один из первых российских авиаторов и первый в Прикамье – а в то время слава летчика подобна популярности космонавта в шестидесятые годы, – оказался в сельской местности. Что его тут окружало? Коровы вполне были привычной частью пейзажа. Ну а танго – это стиль его отношения к жизни.

  • Ну вас к черту –
  • Комолые и утюги!
  • Я хочу один – один плясать
  • Танго с коровами
  • И перекидывать мосты –
  • От слез
  • Бычачьей ревности
  • До слез
  • Пунцовой девушки.

Увертюра на пиле

Наряду с поэзией Каменского дополнительным источником вдохновения для автора сего нестандартного действа был городской шансон вроде «Цыганочки» и «Мурки».

Фото: краевая газета «Звезда»

– Василий Васильевич, кстати, играл на баяне. И, думаю, он знал и мог сыграть такие песни. Поэтому у нас есть и такой интонационный пласт, – констатирует композитор.

Для воплощения футуристической новинки инициатор собрал столь же футуристический оркестр: так, наряду с фортепиано и скрипками в нем терменвокс и варган. А еще бухгалтерские счёты из прошлого века, коровье ботало, спичечные коробки и иные предметы, способные порождать шум, но от которых сложно ожидать мелодии...

– А ещё есть чаны с водой из Камы, – улыбается Машуков. – И она дает нам не только впечатляющую энергетику, но и, усиленное электроникой, изумительное звучание!.. Задействуем и боди-перкуссию, это когда те или иные части тела выступают музыкальным инструментом: щелчки, хлопки.

А в качестве увертюры сам Игорь Евгеньевич играет на двуручной пиле.

Если друг Маяковского и Бурлюка слышал всё это на небесах, он, думается, оценил.

Словом, чего пока не оказалось, так это дефиле. Но есть танцевальные выходы в исполнении студентов института культуры.

Что будет представлять из себя опера-дефиле на слова поэта-новатора, публике предстоит понять, вероятно, в мае, когда планируется премьера творческого проекта целиком. Ныне на предпремьерных показах в четырех городах, а также в одном селе в Пермском крае – в селе Насадка, где бывал Каменский и о котором написал рассказ, – по словам композитора, представлено две трети от общего замысла.

Работу в целом Машуков посвящает 300-летию Перми, что отмечается в этом году.