САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Тома на вес золота

Рукописное «Слово о полку Игореве», книжные памятники Западного Урала и автографы классиков Серебряного века собрали в одном месте

Репродукции предоставлены Пермской государственной галереей
Репродукции предоставлены Пермской государственной галереей

Текст: Игорь Карнаухов

В Пермской государственной художественной галерее завершает свою работу выставка «Книгу сию беречь, как драгоценность». На ней представлены издания из фонда редкой книги библиотеки Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ), столетие основания которого отмечают в городе в этом году.

Фраза, избранная названием, — из автографа графини Софьи Строгановой, оставленного на альбоме гравюр 1835 года.

Кому достались петербургские раритеты

Истоки этого собрания относятся к 1916 году, когда в Перми было открыто отделение Петроградского университета, ставшее первым вузом на пространстве от Казани до Томска. А оформилось оно в начале 1930-х годов, когда из состава Пермского государственного университета были выделены другие вузы, и между ними была поделена библиотека «Первого на Урале». Как оказалось, педагогическому институту досталось лучшее: книжные собрания петербургских профессоров, содержавшие подчас настоящие реликвии, привезенные из Северной столицы.

Именно так на Западном Урале оказались тома из личного собрания одного из крупнейших отечественных филологов, профессора Петербургского университета Александра Веселовского (1838–1906), и не только его.

Ныне фонд редкой книги педуниверситетской библиотеки насчитывает более 9 тыс. экземпляров отечественных и зарубежных печатных памятников XV–XX веков. Это и рукописные и старопечатные книги кириллическим шрифтом, прижизненные издания классиков XIX – первой половины XX века, книги с автографами авторов и дарителей, уникальные художественные издания и другие раритеты.

Правда, самую старую книгу в коллекции – «Кормчую с мерилом праведным» XV века тут созерцать не удастся – как раз пребывает на реставрации. Как утверждают в педуниверситете, это древнейшая книга в Пермском крае, и она – у них…

Из тысячетомного собрания на выставке в итоге представлены около полутораста экспонатов.

Четвертое Евангелие

Впрочем, библиографических редкостей хватает. Тут и легендарная «Арифметика» Л. Магницкого, по которой учились школьники на протяжении двух веков, и «Детская физика» Шица — пособие, написанное отцом для своих детей, где популярно для XVIII века рассказывалось о строении Вселенной.

Еще один уникум – «Матфей Властарь. Алфавитная синтагма: Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем» (XIV век). В XV столетии труд был переведен на русский язык и существовал в виде списков. Копия, представленная на выставке, переписана от руки каллиграфическим полууставом в 1886 году в одном из старообрядческих монастырей.

Памятник того же ряда – факсимильное издание Архангельского Евангелия, осуществленное заново Румянцевским музеем в 2012 году (первый раз музей сделал это в 1912-м). Архангельское Евангелие 1092 года является четвертой по древности написания из датированных рукописных восточнославянских книг.

Паспорта с отметкой цензора

Раритеты из тех самых профессорских собраний, как, например, книги из библиотеки Павла Сюзёва (1867–1928), выдающегося биолога, одного из первых преподавателей Пермского университета, составляют отдельный раздел. Вот, к примеру, альбом с фотографиями артистов Мариинского театра, подаренный профессору непосредственно издателем, покоящийся в папке из алого бархата с золотым тиснением.

Именно среди «профессорских» книг экземпляры с автографами Александра Блока, Константина Бальмонта, Дмитрия Мережковского и иных классиков... Есть и другие любопытные пометки на титульных листах, например, замечания цензоров. Куратор выставки, заместитель директора Пермской галереи Ольга Старцева называет такие экземпляры «паспортами эпохи».

Конечно, наибольшее внимание привлекают шедевры полиграфии – это, как правило, художественные альбомы большого формата.

Среди них, например, издание «Слова о полку Игореве» 1934 года, в котором воспроизведен текст, переписанный вручную и проиллюстрированный палехским мастером Иваном Голиковым.

Здесь же несколько линогравюр из альбома «Старая Москва» (художник Иван Павлов, 1941). Это одно из самых роскошных изданий сталинской эпохи, готовившееся к 800-летию столицы (1947).

Художник заглянул во многие уголки Москвы и запечатлел для потомков памятники архитектуры, тихие переулки и дворики, многих из которых ныне нет на карте столицы.

Чудо за 120 тыс. серебром

Альбом «История и памятники византийской эмали. Из собрания А. В. Звенигородского» (1892, автор Н. П. Кондаков) считается одной из самых дорогих книг во всей истории русского книгопечатания.

Издание, на которое было потрачено 120 тысяч рублей серебром, не предназначалось для продажи. Его тираж – 600 экземпляров, причем лишь 200 из них на русском языке, другие 200 – на английском и ещё 200 – на французском. Каждый экземпляр – нумерованный – был подписан Александром Звенигородским, коллекционером и меценатом, и преподносился в дар европейским монархам, библиотекам, музеям и другим научным учреждениям всей Европы, где эту книгу назвали «русским чудом». Пермский экземпляр – на французском, и его номер 200.

Книга заперта в витрине, зрителям остается восхищаться великолепием обложки и филигранным тиснением на переплете по эту сторону стекла, но страницы будут перелистываться рядом на дисплее. Благодаря этому посетители разглядят византийские украшения, воспроизведенные с применением золотой и алюминиевой фольги. Современные полиграфисты затрудняются объяснить, посредством какой технологии это делалось тогда…

Книга художника как особый жанр искусства отражена в другом отдельном зале. Это направление сформировалось в начале XX века, когда футуристы, дадаисты и представители кое-каких еще модернистских течений стали создавать свои авторские книги, стремясь в такой форме воплотить свои представления о синтетическом искусстве.

Книга художника – это в первую очередь инструмент для самовыражения, текст в ней подчинен художественной форме.

Творения Евгения Стрелкова, Андрея Суздалева, Ольги Хан и других экспериментаторов, представленные в этом зале, созданы в рамках фанфик-проекта «Аполлинария», посвящённого Гийому Аполлинеру. И все эти образчики – из фондов Пермской галереи.

Выставка работает по 25 сентября.