Текст: Елена Новоселова/РГ
В Год русского языка, который проходит в СНГ, нужно особенно внимательно относиться к специфике сохранения "великого и могучего" в современном мире и на постсоветском пространстве, считает член попечительского совета Пушкинского конкурса, ректор Корпоративного университета Маргарита Русецкая. "Долгие годы существования СССР он занимал положение государственного, наравне с родными языками республик. За последние годы языковая политика многих государств изменилась, и русский вынужденно теперь конкурирует с английским и китайским. Ему очень непросто в современном и прагматичном мире. Поэтому новые подходы в сохранении русского языка на постсоветском пространстве, которые опираются на специфику предмета "Русский как иностранный" (РКИ), будут очень полезны нашим учителям, победителям Пушкинского конкурса. У Корпоративного университета есть этот опыт".
50 лауреатов конкурса ожидает насыщенная культурная и образовательная программа. Как рассказала Русецкая, вуз, который уже 85 лет занимается распространением самого передового педагогического опыта, готов предоставить "пушкинским учителям" современные наработки в области преподавания РКИ.
"Программа, которую мы сейчас продумываем вместе нашими партнерами, заинтересует самых взыскательных и профессиональных педагогов, победителей Пушкинского конкурса, которые в этом году будут писать о сохранении русского языка, о сохранении русской речи, - говорит Маргарита Русецкая. - Отталкиваясь от темы конкурса, мы предлагаем поговорить о традиционных формах сохранения любого языка - словарях, энциклопедиях и корпусных методиках".
Среди ключевых партнеров ректор назвала НИИ русского языка имени Виноградова РАН, который обладает уникальным ресурсом - Национальным корпусом русского языка - для изучения как современных языковых процессов, так и исторической динамики.
"Изучение русского языка сегодня невозможны без цифровых электронных ресурсов, без современных технологий и методов, опирающихся на возможности искусственного интеллекта и Больших баз данных, - подчеркнула она. - Московские педагоги, победители конкурсов профессионального мастерства, уже не первый год создают такие ресурсы и готовы поделиться своими методическими приемами".
Другое направление программы для лауреатов Пушкинского конкурса, - сохранение интереса к русскому языку через культуру. В этом поможет Государственный музей имени Пушкина. "Там практикуются интерактивные программы, направленные на изучение различных исторических и культурных артефактов, которые помогут оживить и актуализировать биографии и судьбы людей, создававших современный русский язык", - добавила Русецкая.
Справка "РГ"
В Московском институте открытого образования (так Корпоративный университет назывался в начале 2000-х) впервые в нашей стране появились программы для обучения русскому языку как иностранному детей трудовых мигрантов. В каждом округе столицы были созданы школы русского языка, где использовались методики преподавателей вуза.