Текст: Татьяна Шипилова
Пора пробников перед ОГЭ и ЕГЭ продолжается, как и подготовка к самим экзаменам, а потому пришло время разобраться, что делать с большим сочинением на ОГЭ по литературе. А поскольку Год педагога и наставника уже объявлен, то давайте будем наставляться на путь истинный.
Виды тем 5 сочинения обычно затрагивают:
- смысл названия;
- жизненный путь/судьба героя;
- любимый герой автора;
- характеристика героя;
- теория литературы (значение композиции, жанровая специфика, терминология и т.п.)
- связь с автором;
- темы и мотивы и т.д.
Основные требования:
- объём не менее 150 слов, а лучше 200+ (т.е. если в сочинении будет меньше 150 слов, его проверять не станут, но если будет меньше 200, вряд ли получится заработать высокие баллы, так как объем не позволит раскрыть тему глубоко и многосторонне);
- использование 1+ термина для анализа;
- раскрывать тему, собственно, глубоко и многосторонне.
План-конструктор:
Введение (3-5 предложений):
- варианты вступления:
- - обращение к жанру;
- - обращение к термину из темы;
- - обращение к авторской идее/позиции;
- тезис – прямой ответ на вопрос, состоящий из 2-3 пунктов (мини-план, на который можно ориентироваться).
Основная часть (2-3 абзаца в зависимости от количества аргументов):
- аргумент 1 из тезиса + анализ + цитата/обращение к тексту + микровывод;
- аргумент 2 из тезиса + анализ + цитата/обращение к тексту + микровывод;
- аргумент 3 из тезиса (если есть) + анализ + цитата/обращение к тексту + микровывод.
Заключение (2-3 предложения):
- подытожить все тезисы-аргументы;
- подвести вывод всему вышесказанному через идею и/или авторскую позицию.
Важно:
Заключение – это не повтор введения; не повтор того же самого, что было сказано выше в микровыводах в основной части. Заключение – подытоживание всего вышеперечисленного общей мыслью через выявление авторской идеи и/или авторской позиции.
Лайфхак:
Хорошее заключение получается тогда, когда оно содержательно дополняет введение. Т.е. написали вы сочинение, мысленно "выкинули" основную часть, прочитали оставшиеся введение и заключение и поняли, что они не повторяют друг друга, а дополняют – значит, все сделали правильно.
ПРИМЕР реального сочинения моей ученицы этого года.
Тема: «Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)»
В романе Пушкина «Капитанская дочка» поднимается очень важный вопрос семейных ценностей. Лучше всего он показан в сравнении взаимоотношений в семьях Гриневых и Мироновых.
Различие между ними заключается прежде всего в семейных устоях. Так, семья Гринёвых придерживается патриархального устройства, что доказывается в первой главе. Отец Петра, Андрей Петрович, как истинный глава семейства, принимал решения за всех её членов: даже ещё не рождённого ребенка тот уже записал в Семеновский полк. В его словах «А мне какое дело, что он записан?» так же проявляются издержки патриархальной семьи. Мать Петра же показана совершенной противоположностью своего мужа – Авдотья Васильевна была очень сентиментальной и кроткой, знала своё место в семье.
В семье же Мироновых А.С. Пушкин показывает относительно равноправное устройство, основанное на взаимных решениях и безграничном уважении не только друг к другу, но и к мнениям её членов. Подмечается, что для простой женщины «не робкого десятка» воинская служба мужа – такое же «привычное дело», как соление грибов. Про семейный уклад семьи Мироновых упоминается рассказчиком с доброй иронией: «жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию», что демонстрирует благостное отношение к этой семейной паре не только Гринева, но и самого автора. Восхищения достойна и преданность Василисы Егоровны, её смелость и любовь к мужу, ведь она отказывается уехать из Белогорской крепости и обезопасить себя, а остаётся с Иваном Мироновым, считая, что «вместе жить, вместе и умирать».
Однако, невзирая на такие весомые различия, есть в этих семьях и общее. Как в семье Гриневых, так и в семье Мироновых больше всего ценили и взращивали в своих детях честь и достоинство. След подобного воспитания отпечатался на судьбах Петра и Маши: Гринев, не страшась смерти, отказался присягать Пугачёву, следуя правилу отца «служить верно, кому присягнешь». Маша же проявляет в себе подобные качества, не соглашаясь на свадьбу со Швабриным и после непрекращающихся издевательств над ней. Она, несмотря на страх за собственную жизнь, в первую очередь думала о своей любви и верности Гринёву. Эти поступки доказывают, что герои относятся к «людям чести». А так как дети являются «отражением родителей», можно утверждать, что семьи Гриневых и Мироновых, хоть и разными методами, но заложили в своих детях правильные качества характера.
Итак, под влиянием семейных ценностей в характерах главных героев укрепились чувство долга, бескорыстность, мужество. Тем самым автор, представляя различные семьи с едиными ценностями, доказывает нам, что непохожесть семейных устоев никак не делает воспитание ни хуже, ни лучше, важно лишь то, что вкладывают в «фундамент» личности ребенка родители.
(390 слов)
Комментарии: ну что тут можно сказать кроме гордости за свое детище?
Сама тема, так называемая констатирующая, уже подсказывает, о чем нужно писать, поэтому в тезисе необходимо определить, с каких позиций мы будем заходить к теме семейных укладов: ученица выводит тезис в сторону семейных ценностей и последовательно ведет свою мысль к раскрытию этой мысли.
1 аргумент: анализ семьи Гриневых, их жизненного уклада + цитирование + микровывод про место каждого в этой семье.
2 аргумент: анализ семьи Мироновых, их жизненного уклада + цитирование (+термин) + микровывод про взаимоотношения между мужем и женой.
3 аргумент: анализ общих ценностей, вложенных родителями в своих детей + цитирование + микровывод о методах воспитания.
Обратите внимание, как виртуозно вплетены в текст сочинения цитаты. Это даже красиво! (Все же помнят, что тексты произведений на ОГЭ должны лежать в классе на отдельном столе и любой сдающий имеет право пользоваться ими во время экзамена? Ну, если даже забыли или не знали, то теперь знаете.)
Терминология есть, причем очень мило задействованная: добрая ирония, которой так много в отношениях Гринева к семье Мироновых. На пересказ нигде не сбивается. Ну и самое главное: заключение не повторяет, а именно что дополняет введение, выводя на авторскую идею.