Интервью: Михаил Визель
Как нам с вами известно, журнал «Книжная индустрия» в этом году отмечает 15-летие. То есть он появился в 2008 году. При этом сама книжная индустрия как явление появилась в постсоветской России, то есть ей уже свыше тридцати лет. Не говоря уж, собственно, про книжную индустрию как таковую, которая в России есть со времен Петра I. Но так далеко мы забираться не будем. Какие обстоятельства сложились именно в 2008 году, чтò позволило возникнуть этому журналу?
Светлана Зорина: Да, журнал появился в 2008 году. Конечно, всё начиналось значительно раньше. Давайте отмотаем плёнку чуть-чуть назад. Сначала я пришла на работу в издательско-книготорговую компанию «КНОРУС», где придумала и выпускала «Книготорговую газету» с 2000 по 2008 год. В 2007 году я уже понимала, что хочу двигаться дальше, и задумалась над выпуском отраслевого журнала – над его названием, концепцией и командой. Так в моей голове родилось название «Книжная индустрия». Я пригласила в команду Елену Соловьёву и Ольгу Ро, мы вместе придумали концепцию, содержание и наполнение рубрик, заказали дизайн-макет и, собственно, уже в марте стартовали. Я могу сказать точную дату – это 12 марта 2008 года, мы представили первый выпуск журнала на XI Национальной ярмарке «Книги России», которая тогда проходила на ВДНХ.
При этом, если я правильно помню, формально, юридически учредители кто-то другие?
Светлана Зорина: Учредителем тогда был «КНОРУС», а я – главным редактором, потому что, конечно же, на тот момент, не скрою, «КНОРУС» оказывал нам поддержку. Мы всегда стремились выходить на самоокупаемость, то есть существовать за счёт рекламы и подписки, это было ещё, в принципе, заложено в «Книготорговой газете». Но до 2014 года небольшую поддержку оказывал «КНОРУС». С 2014 года я стала учредителем, главным редактором и генеральным директором журнала и «Компании Книжная Индустрия». Это связано прежде всего с тем, что у «КНОРУСа» были не самые лёгкие времена, и они просто уже не могли нас поддерживать. Так с 2014 года мы отправились в свободное плавание и существуем так и по нынешний день, абсолютно в рыночных условиях. Это если вдаваться в финансовую часть. Наверное, сюжетная и содержательная части намного интереснее.
Вот, именно про содержательную часть я хотел спросить. Книжная индустрия как таковая – это индустрия творческая. А в индустриях творческих всегда сложно отличить, где кончается творчество и начинается индустрия. Как вы сами определяете своё поле деятельности, свой предмет изучения?
Светлана Зорина: Сейчас книга и книжная отрасль – это часть креативной индустрии, она состоит из контентной и дистрибуционной частей. Безусловно, создавая книгу, создавая журнал, мы всегда думаем о бизнес-составляющей. Вы совершенно правы. Уникальность и большой интерес нашей профессии в том, что в ней соединяются творчество и бизнес. Создавая интересный качественный контент, мы, естественно, думаем о том, чтобы он приносил прибыль или хотя бы был самоокупаемым.
Прекрасно: сам журнал – это творчество и бизнес. А что есть предмет вашего рассмотрения?
Светлана Зорина: С самого начала я понимала, что журнал будет посвящен, прежде всего, людям и технологиям книжного бизнеса. В поле нашего интереса – работа редактора, издателя, художника книги, маркетолога, IT-специалиста, полиграфиста. То есть это весь комплекс работ, связанных с процессом подготовки и выпуском книги. Вторая часть – это дистрибуция книги, соответственно мы пишем о компаниях и процессах, связанных с реализацией книг по всем основным каналам: через книжные магазины, библиотеки, интернет-площадки, маркетплейсы и, конечно, сервисы по дистрибуции электронных и аудиокниг. Это отдельная, очень интересная ниша создания и продвижения цифровых сервисов и платформ. Основная наша аудитория – книгоиздатели, книгораспространители и библиотеки. Так с самого начала мы видели нашу аудиторию, и все эти 15 лет работаем для нее.
То есть вы себя позиционируете как b2b-журнал?
Светлана Зорина: Да, естественно, изначально это было задумано как b2b-издание. Моя профессиональная деятельность всегда была связана с книгами, и когда я работала сначала в «Просвещении», а потом в «КНОРУСе», я видела эти процессы изнутри. Как создаётся, продаётся и продвигается книга.
Насколько я знаю, сейчас «Книжная индустрия» – не только бумажный журнал и электронный ресурс, это ещё разные офлайновые виды деятельности. Можете о них подробнее рассказать?
Светлана Зорина: Прежде всего, журнал – это аналитический центр. Одно из основных направлений нашей работы – аналитика книжной отрасли. С 2010 года мы запустили проект по сбору данных о продажах книг – «Книжный рынок 2010-2030». Разработали матрицы, по которым собираем данные по продажам от книжных магазинов России в ежемесячном формате. Мы анализируем топы и динамику продаж во всех основных тематических группах, отслеживаем, как меняются цены на книги, составляем издательский рейтинг. Каждый месяц проводим такую аналитику, которая потом аккумулируется в годовой отраслевой отчёт, который мы отправляем всем партнерам проекта. И, конечно, его данные ложатся в основу отраслевого доклада Минцифры России.
Совместно с Российским книжным союзом c 2021 года мы проводим мониторинг книжного рынка Москвы, в котором анализируются данные книжного выпуска и продаж во всех основных каналах, продвижение книги и маркетинговая активность издателей.
Наш третий проект, не менее важный, это «Культурная карта России». Мы его задумали в преддверии Года литературы. Придумали вместе с Российским книжным союзом в 2014 году, а в 2015-м мы уже стартовали, получили первые данные. В чем его суть? Этот проект позволяет оценить комплексное развитие инфраструктуры книги и чтения во всех регионах Российской Федерации. Прежде чем запустить проект, мы отработали его методику. Основу анализа составляют: состояние инфраструктуры книгораспространения, доступность и качество библиотечных фондов, продвижение и литературный потенциал регионов. И ежегодно в ноябре мы представляем итоги этого исследования совместно с подведением итогов конкурса «Самый читающий регион». Уже стало хорошей традицией – мы объединяем наши усилия в этом направлении. Таким образом, можно говорить о трёх больших важных аналитических проектах, которые делает наш журнал. Но помимо них, вы совершенно верно заметили, у нас есть целый ряд других, не менее важных.
Прежде чем мы к ним перейдём, должен спросить: а своим главным аналитическим проектом вы не отбиваете хлеб у Книжной палаты?
Светлана Зорина: Нет, наоборот! Здесь очень важно, что мы сопоставляем данные книжного выпуска, представленные Книжной палатой, с тем, как эти книги продаются во всех основных каналах продаж. И как раз на стыке анализа выпуска и продажи книг мы и можем получить картину того, насколько эффективно работает книжная отрасль, насколько успешно реализуются книги по всем основным тематикам и направлениям.
Вот теперь давайте об «офлайновых проектах».
Светлана Зорина: В 2012 году мы придумали конкурс профессионального мастерства «Ревизор». С самого рождения журнала хотели устроить большой конкурс, и в 2012 году осуществили эту идею. Название получилось символичным: это и «ревизия дел в отрасли», и дань гоголевскому «Ревизору». И прежде всего, это оценка лучших издательских, книготорговых, библиотечных практик в сфере книги и ее продвижения. Сегодня это действительно наш «книжный "Оскар"». Очень престижный отраслевой конкурс, который позволяет, я надеюсь, комплексно и объективно посмотреть на то, что происходит в книжной отрасли, и отметить лучшие издательские проекты, лучшую работу редакторов, маркетологов, художников книги, отметить работу всех профессионалов книжной отрасли и наградить самых достойных. В этом году конкурс пройдёт уже в 12-й раз, традиционно – в сентябре, вместе с ММКЯ.
Ещё очень важный проект, которому уже седьмой год – «Школа издательского мастерства. Хорошо отмечать и награждать лучших, но важно транслировать максимально широко на профессиональную аудиторию лучший практический опыт. Специалисты книжного дела: издатели, маркетологи, редакторы, IT-специалисты, рассказывают и делятся своими издательскими практиками. Каждый год мы выбираем самые актуальные и интересные темы и приглашаем самых авторитетных специалистов книжного дела. Школа проходит 2-3 дня с онлайн-подключением всех заинтересованных участников по всей России. Она идет в тесной связи с нашими вузами, мы обязательно приглашаем студентов и преподавателей всех профильных кафедр и факультетов.
Эксперт читает лекцию, обязательно предусмотрен формат вопросов-ответов, то есть это всегда мастер-класс, диалог с теми, кто либо учится, либо работает в индустрии. В этом году мы впервые проведем Школу весной, в рамках Санкт-Петербургского книжного салона, совместно с Высшей школой печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна и при поддержке Минцифры России. Мы уже активно к ней готовимся, требуется время, чтобы проработать самые интересные темы и пригласить самых достойных спикеров.
А можно в этой Школе поучаствовать в качестве слушателя?
Светлана Зорина: Конечно! У нас абсолютно свободное участие, бесплатно для всех, достаточно только зарегистрироваться и выбрать формат участия: очный или онлайн.
Тогда последний, неизбежный вопрос. Что ждёт «Книжную индустрию» и книжную индустрию?
Светлана Зорина: Вопрос глобальный!
Ну хотя бы ту, которая в кавычках.
Светлана Зорина: Журнал будет развиваться. У нас активная творческая команда. Мы всегда придумываем что-то новое. Я сейчас не готова озвучить все наши планы, но обязательно в ближайшее время появятся новые проекты. Конечно, мы будем по-прежнему выпускать бумажную и электронную версии журнала. Я вообще сторонник того, что бумажный журнал всё равно должен существовать. Мы продолжим проводить наши отраслевые мероприятия, дискуссии, конкурс профессионального мастерства «Ревизор» и обязательно придумаем ещё что-то новое для продвижения чтения в России.
А с точки зрения индустрии… могу сказать, что у нас очень интересная профессия. Мы работаем на стыке традиционных и инновационных книжных процессов, на наших глазах рождается книга будущего в мире гибридных технологий. Мы являемся свидетелями интересных стартапов в сфере бумажной и электронной книги, рождения новых книжных экосистем. Наша отрасль – одна из самых инновационных. И этим она интересна не только для нас, но и для молодых специалистов. Я только что принимала выпускные экзамены в РосНОУ («Новый университет»), и была рада увидеть заинтересованных и увлеченных книжным делом студентов!
Благодарим Александру Скорых за помощь в подготовке материала для публикации.