Текст: Анастасия Кочарян (учитель русского языка)
Среди трёх предложенных тем на ОГЭ по русскому языку школьники реже всего выбирают тему 9.1. Говоря откровенно, почти никогда! В чём же её сложность? В том, что 9.1. — сочинение на лингвистическую тему.
То есть девятикласснику нужно:
- знать толкование лингвистических терминов,
- уметь находить примеры, иллюстрирующие эти термины, в предложенном тексте.
Речь идёт не только о средствах выразительности, но и о других областях лингвистики — понятия могут касаться пунктуации, морфемики, синтаксиса…
Эту тему лучше избегать! Во-первых, спектр терминологии в 9.1. слишком широк. Во-вторых, роль некоторых языковых явлений в рамках конкретного текста довольно нелегко объяснить, а именно это и требуется в первой теме сочинения ОГЭ. Если объяснить, предположим, что такое «эпитет», найти примеры эпитетов в тексте и растолковать их роль и значение — довольно просто, то вот со сказуемыми, суффиксами, тире — всё гораздо сложнее.
Тема 9.2. далека от таких сложностей — это прекрасная альтернатива 9.3., которую учащиеся выбирают чаще всего.
Вот несколько лайфхаков по 9.2.:
Абзац первый. ««…(цитата)…». Смысл этого предложения / отрывка / фрагмента я понимаю так: … Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли»
Перед вами — самое удачное клише для первого абзаца. Важно учесть, что объяснение смысла цитаты после двоеточия должно быть лаконичным. Это не просто ваши мысли, а лейтмотив всего сочинения. Именно с ним должны сопрягаться последующие примеры из текста (это второй и третий абзацы).
Для второго и третьего абзацев лучше взять цитаты из текста. Для удобства выбранные предложения можно сразу подчеркнуть или выписать их номера на черновик. Зачем нужны цитаты в примере из текста? Она помогает раскрыть вашу мысль, избежать лишнего пересказа, подвести вас к микровыводу.
Не забываем: если вставляем цитату, никогда не заканчиваем абзац именно на ней — это моветон. После цитаты всегда должен быть микровывод, то есть то, как вы понимаете процитированные слова.
О структуре этих абзацев: всегда предлагается такую последовательность элементов: клише — краткий пересказ — цитата — микровывод.
Клише, то есть фразы, с которых начинаются абзацы, могут быть слова «во-первых» (в первом примере из текста) и «во-вторых» (во втором примере из текста).
В четвёртом абзаце, в выводе, важно следить за тем, чтобы не возникло никакого нового витка мысли, который порождает логическую ошибку: тогда всё сказанное вами ДО вывода никак не будет соотноситься с ним. Лайфхак таков: формулируя вывод, обращаемся к первому абзацу, в котором мы приводили объяснение цитаты. Если немного сократить, переиначить эти слова с использованием синонимов, при этом чуть перекроив предложение, мы получим достойный вывод.
Отдельно мы поговорим о самой востребованной теме сочинения в ОГЭ — 9.3. — о её тонкостях и о том, почему школьники именно её выбирают чаще всего.