САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Сочинение 9.3. из ОГЭ по русскому языку

Лайфхаки, тонкости, неочевидные трудности

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

Текст: Анастасия Кочарян (учитель русского языка)

Выбирая из трёх предложенных тем сочинения в ОГЭ по русскому языку, школьники, как правило, предпочитают третью тему. И правильно поступают!

Дело в том, что структура этого сочинения — самая простая. В ней, как и в структурах двух других сочинений, всего четыре абзаца, однако у задания 9.3. есть несколько особенностей, которые и делают его самым простым.

Особенность первая. При должной подготовке девятиклассник будет иметь ясное представление о том, какой термин может ему попасться: ничего изысканного, непонятного и сверхъестественного — все термины просты. Обычно они связаны с человеческими качествами и нравственными ориентирами (милосердие, жестокость, взаимовыручка, общее дело, дружба, материнская любовь и т.д.).

Особенность вторая. Школьнику не нужно приводить ДВА примера-аргумента из прочитанного текста. Это здорово облегчает жизнь девятиклассника, потому что сформулировать два примера из текста без лишнего пересказа доходчиво, просто и при этом исчерпывающе — довольно нелегко! В 9.3. нужен всего один пример-аргумент из текста — второй пример может затрагивать любую область жизненного опыта учащегося. Под жизненным опытом подразумевается, в первую очередь, история из жизни ученика, его друга, родителей. Во втором примере также допускается аргумент из литературы, кино, исторический факт. Но раз необязательно приводить что-то интеллектуальное — не ищем сложных путей и расписываем историю из жизни.

Какие лайфхаки помогут написать 9.3. на максимальный балл

1. Преодолеваем трудности перевода с русского на русский

Давая определение термину, школьник должен подумать: что перед ним? Качество, совокупность качеств, способность/умение, взаимоотношения, чувство, состояние, процесс? Обычно долго над этим думать не приходится. Но есть один нюанс!

Зачастую мои ученики сталкиваются с проблемой, когда слово, с которого надо начать определение, нашлось легко, а вот как продолжить само определение — непонятно. Например: «Доброта — это качество…» И что делает это качество? Может ли оно вообще что-то делать?.. Таки что, собственно, писать?!.. Дело в том, что описывать качество, то есть что-то неконкретное, размытое, имеющее широкий спектр толкований, — заведомо проигрышный вариант. Качество не совершает никаких действий, а действия всегда проще всего описывать. Поэтому мы должны отталкиваться не от качества или, например, способности, а от человека, который этим качеством или способностью обладает. Говоря «доброта — это качество человека», мы лучше понимаем, как сформулировать определение, потому что человек может совершать что-то конкретное, что описывает его как обладателя неких качеств, способностей.

«Доброта — это качество человека, который никогда не бросит в беде, всегда поможет тому, кто нуждается в этом, и не потребует ничего взамен»

Вуаля! Определение звучит просто и понятно. Если же речь идёт о взаимоотношениях (возьмём слово «дружба»), то пишем:

«Дружба — взаимоотношения людей, которые уважают, поддерживают друг друга».

Итак, практически любой термин можно свести именно к человеку. Однажды моей ученице попалось словосочетание «поэзия труда». Она и её одноклассники растерялись от такого высокопарного словосочетания, однако и здесь можно выкрутиться, используя вышеописанный способ:

«Поэзия труда — это труд, который приносит человеку радость, вдохновляет его: в такой труд он вкладывает всю свою душу».

Встречалось ещё — из непривычно изящного — «высокая душа». Вспомним, что центр нашей вселенной — это человек:

«Высокая душа — это душа человека, который знает себе цену, имеет честь и достоинство и никогда не предаст ни себя, ни других».

Таким образом, «пляшем» не от категории того, чему мы даём определение, а от человека, который обладает предложенным качеством, чертой, умением, способностью.

2. Даём определение с помощью синонимов

Толкование слова может начинаться с его синонима: этот способ выручает в случаях, когда термин не относится напрямую к качествам и чертам человека, а затрагивает определённый период его жизни или описывает некий процесс, жизненное явление. Например, «слава», «детство», «взросление», «нравственные/жизненные ценности», «авторитет». Попробуем подобрать синонимы?

Слава — это известность и признание достоинств человека…

Детство — это период развития человека…

Взросление — процесс становления личности…

Обращаем внимание: и в случае синонимичного описания термина мы тоже описываем человека, а не известность/период/процесс.

3. Не забываем о комментировании определения

Прокомментировать определение — значит дать оценку запрашиваемому явлению. Если термин имеет положительную окраску, можно написать:

«Я думаю, без (термин в родительном падеже) наша жизнь будет пустой и бессмысленной, потому что именно благодаря (термин в дательном падеже) наш мир становится лучше».

Если негативную (то есть речь идёт, к примеру, об отрицательном качестве):

«Я думаю, (термин в именительном падеже) ведёт к разобщению людей, поскольку сеет негатив и зло в нашем мире».

Если термин нейтрален по своей сути — возьмём для наглядности «славу», «взросление», «детство», «жизненные ценности», — можно прокомментировать его с помощью метода отстранённости: «Думаю, многие хотят прославиться/ каждый из нас по-своему переживает взросление/ у каждого из нас свои жизненные ценности». В общем, пишем что-то из разряда «каждому своё».

3. Пересказа во втором абзаце должно быть в меру

В примере из текста избегаем лишнего пересказа. Легко сказать — а как сделать? Предлагаем следующий лайфхак: представьте, что провожаете друга на поезд и времени до его отправления остаётся совсем немного. Однако вам нужно рассказать товарищу содержание прочитанного рассказа — разумеется, быстро, чтобы он не опоздал и при этом понял всё из того, что вы рассказываете ему. Вы упомянете имена героев и кратко опишете последовательность событий. ВСЁ!

4. Простейшая формула второго абзаца

Запоминаем последовательность: клише — краткий пересказ — цитата — микровывод.

1) Клише — это фраза, которая «кочует» из сочинения в сочинение и не претерпевает заметных изменений. Я предлагаю взять за образец такое клише:

«В тексте (Ф.И.О. автора в родительном падеже) есть яркий пример (термин в родительном падеже)».

2) Краткий пересказ — это та самая увлекательная КОРОТКАЯ история для товарища перед его отбытием с гипотетического вокзала.

3) Цитата из текста как бы помогает вам не пересказать лишнего: она дополняет пересказ и аккуратно подводит вас к микровыводу.

4) Микровывод — это оценка, которую вы даёте примеру из текста. Допустим: «Этот пример показывает, к чему приводит алчность и как она влияет на человеческие взаимоотношения».

Совет: часто в формулировке сочинения присутствует дополнительный вопрос, который может помочь при написании этого микровывода. Пример:

«Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается нравственный выбор человека?»

Микровывод, то есть последняя часть второго абзаца, может быть ответом на этот вопрос.

«Этот пример показывает, что нравственный выбор заключается в необходимости решить, что является для человека самым важным — совесть или личная выгода?»

5. Держимся контекста!

Контекст в нашем случае — это общий смысл текста, которому должны соответствовать и определение термина, и пример из жизни.

Если мы пишем сочинение по термину «красота» и в тексте идёт речь о душевной красоте, мы придерживаемся этого направления мысли. Ошибочным в таком случае при толковании слова будет уклон в сторону внешней красоты или, например, красоты природы. В третьем абзаце — вдохновляемся примером из текста и в примере из жизни расписываем нечто родственное ему.

Итак, следуя всем вышеописанным рекомендациям, школьник, учитывая, разумеется, и другие, более очевидные критерии (структура сочинения, грамотность, речевая связность), получит сочинение, достойное высокой оценки.