Текст: ГодЛитературы.РФ
7 и 8 июля на фестивале нового российского кино «Горький fest» пройдут премьерные показы короткометражного фильма (24 мин.) писателя, режиссера, выпускника Санкт-Петербургской школы нового кино Михаила Балабина по рассказу Виктора Пелевина «Вести из Непала».
Кстати, ленту Балабин снял с согласия самого писателя.
«Летом 2019 года я держал в руках договор на съемку фильма, подписанный Виктором Пелевиным, и не знал, что делать. Самый законспирированный криптовлиятель современности отдал мне свой адрес, паспортные данные и право экранизации, а я и камеру-то с трудом умел включать, потому что у меня не было камеры. Это острое чувство: мультяшная фигурка бежит над пропастью, еще не понимая, что под ногами только воздух», — вспоминает начало съемок Балабин.
Всего же, как подсчитал режиссер, было задействовано 38 профессиональных и непрофессиональных актеров. Членами съемочной группы в разное время были 22 человека.
«Вести из Непала» — ранний рассказ Виктора Пелевина, вошедший в сборники «Синий фонарь» и «Жёлтая стрела». Он начинается с описания обычного рабочего утра инженера по рационализации в троллейбусном парке Любочки. Она прыгает из двери трогающегося троллейбуса прямо в лужу и идет на работу. Постепенно вкрадываются детали, заставляющие усомниться в реальности происходящего. Например, Любочка встречает двух незнакомцев в ночных рубашках, один из которых на вопрос «Не холодно ли им?» отвечает, что им всё это снится. На столе стоят сделанные из черепов чаши с прилипшими к стенкам чаинками. Затем над головой Любочки пролетает «перепончатокрылая тварь» размером с большую собаку. Потом в кармане своего ватника Любочка обнаруживает памятку о «Многоликом Катманду», рассказывающую о райской жизни в Непале. В конце концов, во время производственного собрания открывается горькая истина — это первый день героев рассказа после смерти в пародийном загробном мире, когда, согласно православной догматике, начинаются так называемые воздушные мытарства (муки) — герои испытывают примерно то же, что и при жизни. Рассказ кончается, как и начинается, — возможно, под влиянием рассказов Владимира Набокова, одного из любимых писателей Пелевина. Осознав собственную смерть, Любочка бросается к двери, но та оказывается дверью трогающегося троллейбуса.
Прочитать подробнее о фильме можно по ссылке.